Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Логопедия
Автор: Боклагова Алина Сергеевна   
21.12.2023 14:17

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫРАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Боклагова А.С., учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко», п. Чернянка, Чернянский район, Белгородская область, Россия

Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Таким образом, дети с нарушением речи должны быть в полной мере обеспечены всеми необходимыми условиями для воспитания и обучения. В процессе развития речи у таких детей, педагог способствует переходу их образовательные учреждения.

Оной из наиболее важных целей работы логопеда с детьми с ОВЗ является возможность развить у ребенка процесс общения и понимания речи со стороны окружающих его людей. В своей работе с детьми логопед корректирует речевое нарушение совместно со стимулирующими функциями, направленными на фонетику, лексику и грамматику[1, с. 56].

Логопедическая деятельность по развитию речи у детей с ОВЗ включает себя:

 

1. Содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда ребенок активно усваивает разговорный язык. Овладение языком в детском возрасте – наиболее важное условие для умственного и нравственного воспитания дошкольников. Обучение языку должно начинаться как можно раньше. Чем раньше ребенок освоит родной язык, тем легче ему будет общаться в дальнейшем.

В процессе работы с детьми с ОВЗ используются игровые технологии. Целью этих технологий является непосредственное развитие у воспитанников с нарушением речи фонетических процессов. Игры дают возможность детям узнавать и различать неречевые звуки.

2. Нетрадиционные формы и приемы организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ

Каждый педагог в своей деятельности пользуется удобными для него методами развития речи у детей с ОВЗ. Кроме общепринятых приемов развития речи логопедами применяются и нетрадиционные, оригинальные методики, имеющиеся высокую эффективность[4, с. 43].

Рассмотрим их более подробно.

А)Кинезиологические упражнения

Кинезиология – «наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Выполняя кинезиологические упражнения, мы развиваем у детей мозолистое тело, повышаем стрессоустойчивость, синхронизируем работу полушарий, улучшаем мыслительную деятельность, способствуем улучшению памяти и внимания, облегчаем процесс чтения и письма» [5, с. 64].

Кинезиологические упражнения проводятся одновременно с дыхательными, глазодвигательными и другими упражнениями.

Упражнения для дыхания способствуют развитию произвольности и самоконтроля организма. Упражнения для глаз улучшают зрение и восприятие окружающего мира. Движение глазами и языком развивают межполушарное взаимодействие улучшают энергию организма. Растяжки снижают напряжение мышц. Реакционные упражнения способствуют снижению напряжения.

Б)Использование Су-Джок массажера.

Актуальность использования «массажера Су-джок в коррекции у детей с ОВЗ состоит в том, что:

– во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению, использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему

– во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи» [2, с. 88].

Массаж может делаться специальным шариком и эластичным кольцом. В первом случае шариком водят ребенку по пальчикам, ладошкам. В связи с чем, у ребенка происходит прилив крови к конечностям, соответственно увеличивается мышечный тонус. Во втором случае кольца в виде пружин надеваются ребенку на пальчик и далее катаются от начала пальчика до конца и наоборот. При таком массировании появляется ощущение тепла. Благодаря такому массажу происходит активизация межполушарного взаимодействия, улучшается работа обоих полушарий мозга.

В)Массаж карандашами

Как известно развитие речи тесно связано с движением рук, поэтому упражнения с пальцами ребенка стимулируют мозговую деятельность.

Ребенка самого можно научит делать себе массаж, для этого потребуются обычные карандаши с гранями. Ребенок ими сможет себе сам массировать ладони, пальцы, зоны между пальцами, кисти рук. Благодаря такому массажу у ребенка с ОВЗ будет стимулироваться развитие речи и улучшаться кровообращение пальцев рук. Особенно интересно будет ребенку если массаж карандашами будет сопровождаться проговариванием стихотворений, поговорок, пословиц и т.д.

Г) Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми с ОВЗ.

Нетрадиционные техники рисования – «это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами» [6, с. 84].

Для развития речи у детей с ОВЗ рекомендуются такие нетрадиционные техники рисования, как:

– рисование ладошками и пальцами;

– рисование ватными дисками;

– рисование ватными палочками;

– рисование бумагой;

– рисование любыми твердыми и мягкими предметами;

– рисование песком, крупой, яичной скорлупой и т.д.

Таким образом, если на занятиях в процессе развитии речи у детей с ОВЗ использовать нетрадиционные техники, можно расширить словарный запас и преодолеть моторную неловкость. Нетрадиционные возможности дают позволяют установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создают мощную психофизиологическую базу для развития речи у детей.

Д) Песочная терапия

В работе по развитию речи у детей с ОВЗ можно использовать упражнения с песком. При погружении рук ребенка в песок у него снижается напряжение мышц и психическое напряжение. В процессе движения руками в песке у ребенка развивается моторика. Ребенок свободно пишет и рисует песком, не переживая о том, что может ошибиться, так как на песке можно быстро все исправить. Во время игр на песке дети придумывают сказки и сами их обыгрывают. Педагогу необходимо научить их сочетать движение рук и языка в процессе проговаривания слов, предложений[4, с. 45].

Е)Игровые технологии

Любая технология обладает средствами, «активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления, речевого развития детей. Целью игры на занятиях является формирование связной речи, расширение словарного запаса детей с ОВЗ, автоматизация поставленных звуков речи, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, включение детей в конкретное практическое действие, повышение степени участия родителей в коррекционной работе» [3, с. 62].

З) Использование фонетической (речевой) ритмики

Одним из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи детей может выступать фонетическая ритмика (речевая ритмика). Содержание фонетической ритмики является обучение детей выполнению крупных и мелких движений тела, рук, ног, которые следует сопровождать произнесением как звуков и слогов, так и слов и фраз. В процессе целенаправленной работы стремительно развивающиеся артикуляционные движения ведут к более успешному овладению произносительными умениями.

Таким образом, в процессе развития речи у детей с ОВЗ применение педагогами нетрадиционных форм и приемов организации образовательно-коррекционного процесса стоит важная цель – научить детей контактировать с другими детьми, слушать и рассказывать разные истории, поддерживать беседу, в процессе ссоры или спора вовремя выйти из разговора. Становление ребенка как личности. Его нравственное и речевое развитие происходит именно в процессе общения.

Список литературы

  1. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Приходько О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Русская Речь, 2020 – 112 с.
  2. Григоренко, Н. Ю. Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья//Педагогическое образование в России. – 2020. – №2 – С. 88-93.
  3. Иванова М.М., Пономарева С.А. Развитие речи детей раннего возраста с ОВЗ в повседневном общении со взрослым: методические рекомендации для родителей детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, находящихся в ситуации вынужденной самоизоляции. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. – 130 с.
  4. Рудакова Н.П., Авдоян Н.П. Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 43-45.
  5. Синельщикова И.К. Применение методов кинезиологии в работе с воспитанниками и педагогами //Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2021. – № 5.– С. 64-71.
  6. Сластья Л.Н. Формирование связной речи детей 4-5 лет. – Волгоград Издательство «Учитель», 2020. – 152 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год