Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.
Логопедия
Автор: Лешукова Алина Михайловна   
12.12.2023 21:21

Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.

Дыхание — совокупность процессов, результатом которых является потребление кислорода и выведение углекислого газа живыми организмами. Данный процесс непроизвольный и контролируется дыхательным центром в продолговатом мозге.

То есть — это процесс газообмена тканями. Это физиологическое дыхание — мы о нём не думаем, не контролируем, оно происходит рефлекторно. Иногда сознательно мы можем им управлять.

Дыхание — это работа диафрагмы. Диафрагма является одним из основных органов дыхательной системы.

Диафрагма имеет форму купола и разделяет органы на две части: лёгкие, сердце и печень, селезёнка, почки.

Если диафрагма работает неправильно, то это может привести: к опущению почек, неполной работе лёгких, гипертонии, застоям в печени и м.д.

 

Скачать брошюру

Диафрагмальное физиологическое дыхание жизненно показано не только для детей, но и для взрослых. При не особо правильной работе диафрагмы нарушается кровоток.

Диафрагма представлена мышечным каркасом, на котором сверху лежат лёгкие. Через хрящевые образования внутри диафрагмы проходят сосуды. Сама диафрагма крепится внизу к последней неполной рёберной паре и позвоночнику.

На вдохе диафрагма опускается вниз, а на выдохе поднимается. Такие движения осуществляются диафрагмальным нервом.

Диафрагмальный нерв идёт от 3 4 5 шейного позвонка, проходит между лёгким и перикардом сердца и веточки расходятся по диафрагме.

Если нерв заблокирован на уровне шеи или пережат внутренними органами, то активизация диафрагмы снижена. Чтобы мышцы диафрагмы лучше работали, нужно подключать специальные упражнения для включения диафрагмы в дыхательный процесс.

Также активно в процессе дыхания участвуют межрёберные мышцы. Этот большой мышечный каркас удерживает грудную клетку и позволяет ей во время вдоха расширятся, а во время выдоха сужаться. Движения диафрагмы снизу вверх и движения рёберно-мышечного аппарата из стороны в сторону сокращают и расширяют лёгкие. Именно эти органы участвуют в закачке и выталкивании воздуха в лёгких.

Выделяют несколько типов дыхания:

а)верхнее-ключичное (в работу включены только верхние доли лёгких);

б)среднее-грудное или межрёберное (включены средние доли лёгких);

в)нижнее-брюшное или диафрагмальное (активно вовлечена диафрагма и все отделы лёгких).

Правильное диафрагмальное дыхание присутствует у всех детей в 1-ый год жизни. Дети рождаются с активно работающей диафрагмой (т. к. рёберно-мышечный аппарат ещё слабый). Дыхание идёт в животик, но оно неритмичное, т.к. идёт дозревание дыхательного центра. С 6-и лет у девочек должен преобладать грудной тип дыхания, а у мальчиков — брюшной. Такие особенности заложены природой, так как у будущих женщин проявляются физиологические особенности (природой предполагается, что женщина будет вынашивать ребёнка). Так как матка с ребёнком растёт и подпирает диафрагму, диафрагме становится тяжело работать и формируется другой тип дыхания.

Но, на практике и у мальчиков формируется верхнее-ключичное дыхание, в лучшем случае межрёберное, животик включается крайне редко. Это обособлено скудным физическим развитием и недостаточным развитием крупной моторики (движения тела).

Без хорошо сформированной крупной моторики невозможно выйти на работу более дифференцированных тонких движений (это не только кисть и артикуляционная моторика, но и тонкие мышцы голосового и дыхательного аппарата). Всё идёт от большого к мелкому. Поэтому развитие детей должно быть равномерным.

Перекос в сторону умственного и ментального развития, игнорирование физического развития не должны быть свойственны дошкольникам. Активная физическая жизнь, большое количество подвижных игр, а не время за телефоном — вот первая главная рекомендация для родителей.

Движение и дыхание — две основные двигающие силы в развитии ребёнка. Дыхание меняется во время подвижной игры и активизируются все подкорковые центры (именно через физическую нагрузку и через изменение дыхания). Так же идёт насыщение крови кислородом, включается активно диафрагма.

ПОЭТОМУ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

  • убирайте детей от мониторов
  • больше с детьми бегайте, прыгайте, скачите, ходите на голове:)

Тем более, если Ваш ребёнок заикается. Заикание на пустом месте не возникает. Заикание — это нарушение речевой координации. За координацию в целом отвечает мозжечок. Мозжечок созревает через движение.

БОЛЬШЕ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ!

Вернёмся к особенностям дыхания у детей с речевой патологией:

  • дыхание поверхностное
  • межрёберное или верхнее-ключичное дыхание (диафрагма выключена)
  • неустойчивый ритм (прерывистое, неритмичное)
  • легко нарушается при эмоциональной нагрузке
  • объём лёгких меньше возрастной нормы (характерны вздёрнутые плечики, объём движений рук ограничен);
  • выдох слабый, прерывистый.

ДЫХАНИЕ ЕСТЬ 2-УХ ВИДОВ

Физиологическое дыхание — рефлекторное, т.е. непроизвольное. Данный вид дыхания осуществляется через нос (нос — орган дыхания). При дыхании через нос воздух очищается, увлажняется, согревается. Цикл физиологического дыхания: вдох — выдох, пауза (равны по протяжённости). Голосовые связки разомкнуты, т.е. находятся в покое.

Речевое дыхание — это всегда произвольное дыхание, потому что мы начинаем дышать по-другому только в момент речи. Данный вид дыхания ротоносовой (нос включён в работу, но носовые отверстия меньше, чем ротовое, поэтому поступление воздуха через нос ничтожно мало в момент речи, основное — через рот). Ртом вдох и ртом выдох. Вдох короткий, а выдох плавный и протяжённый.

С точки зрения анатомии, физиологии, физики и здравого смысла речевое дыхание — это ротовое дыхание

Речевое дыхание — эта та движущая сила, которая запускает голосовой аппарат и является основой звучащей речи.

Оно обеспечивает правильное звучание звуков, мелодику и выразительность речи.

Оно носит произвольный характер и может меняться в зависимости от смысла высказывания и психо-эмоционального состояния человека.

Речевое дыхание формируется на базе правильного физиологического диафрагмального дыхания. Сначала формируется физиологическое дыхание, потом речевое вместе с дифференциацией этих двух видов.

Составила Учитель — логопед Лешукова Алина Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — "Детский сад № 8 "Лесная сказка" Архангельска область Г. Северодвинск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год