Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование пластилинотерапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи
Логопедия
Автор: Маклакова Светлана Николаевна   
29.11.2023 14:14

Использование пластилинотерапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речиИспользование пластилинотерапии в коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи

Маклакова Светлана Николаевна учитель-логопед МБДОУ д/с № 20 «Земляничка» г. Кстово Нижегородской области

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают все большее значение. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё методы и приемы смежных наук. Инновационные технологии в логопедической практике нельзя рассматривать как самостоятельные, это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Следует помнить, что дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, имеющие следующую характеристику: высказывания не соответствуют возрасту говорящего; носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются; требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера нарушения; часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребёнка. Этим детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, быстрая утомляемость, сниженная мотивация, речевой и поведенческий негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками, что усложняет структуру речевых нарушений и ведёт к нарушению социальной адаптации. Логопедические занятия для таких дошколят – это тяжелый труд. В таких случаях на помощь приходит арт-терапия.

 

Ещё в древности врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, использовали различные виды искусства для лечения души итела. Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З. Фрейда иК. Юнга и рассматривалось как один из методов психотерапевтического воздействия, который посредством художественного творчества помогал больным выразить в картинках свои скрытые переживания и тем самым освободиться от них.

В настоящее время эффективность использования разных видов арттерапии вкоррекции илечении достаточно исследовано иподтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева идр.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, А.М. Миллер, Е.Ю. Рау. Ю.Б. Некрасова идр.), имаготерапии (И. Е. Вольперт. Н.С. Говоров).

Познакомимся ещё с одни видом арт-терапии –пластилиновая терапия. Это мягкийи глубокий метод работы со своей личностью, прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Изучением пластилиновойтерапии занимались М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.В. Тарарина и другие. Работа с пластилином в процессе терапевтическойсессии позволяет в символической форме выразить и проработать вытесненные чувства, мысли, мечты, разрешить внутриличностные конфликты. Это происходит, главным образом, благодаря осознанию метафоры пластилина – «Все можно изменить!».

В образовательной деятельности давно известны достоинства пластилина в работе с дошкольниками.

Во-первых, лепка из обычного детского пластилина – один из самых увлекательных, любимых и полезных видов детского творчества. Она дает возможность даже самому маленькому ребенку ощутить себя мастером и творцом. Ребенок не только видит то, что создает, но и трогает, по мере необходимости изменяет. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: повышают сенсорную чувствительность, то есть способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивают воображение, пространственное мышление, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Лепка – это еще и средство эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, что способствует развитию наблюдательности и фантазии.

Во-вторых, лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами, в отличие от рисования и аппликации. Во время лепки одинаково развиваются обе руки, что приводит к межполушарному взаимодействию и синхронизирует работу обеих рук. Работая с пластилином, ребенок развивает тонкие движения пальцев, что постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

В-третьих, занятиялепкойодновременно является и занятием поразвитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий спластилиномпедагог ведёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. А гиперактивным деткам добавляет спокойствия и усидчивости, учит их концентрироваться.

В логопедической практике метод пластилинотерапииэффективно можно использоватьна разных этапах коррекции звукопроизношения дошкольников. На этапе подготовительной работы при постановке звуков для детей с речевыми нарушениями самым трудным бывает процессусвоения артикуляции отдельныхзвуков, так как это сложный двигательный навык. В коррекционнойработесущественная роль отводится развитию кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата, что позволяет детям почувствовать контрастность положения языка, губ, челюстей, направленности выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапахработы при постановке звуков. Для полного ознакомления с языком привлекаются двигательные анализаторы (нужно дать ребенку потрогать, пощупать, обвести пальцами контуры предмета).

На первых занятиях каждого нового исправляемого звукаучитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок, пластилиновые губы. Твердый комочек пластилинасравнивается со спастичным «непослушным» языком. При разминании пластилинаруками передаются его тепло и мягкость; эти ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовкак выполнению упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата). На пластилиновомязычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику: «горка» или «чашечка»; «иголочка» или «лопатка»; «грибок» или «парус»; подъем вверх или вниз; упирается в зубы или отталкивается; формирование боковых краев язычка или его спинки. Созданные моделиязыка и губ служат наглядной опорой для правильного артикуляционного уклада.

На этапе постановки звукаребята создают из пластилина ситуативный заместитель, «издающий» нужный звук: для свистящих звуков – насос, снежинка, для шипящих – шарик, змея, жук, пчела, для звука «л» – парусник, для звука «р» – вертолет, мотоцикл и т.д. В процессе игры с вылепленными предметами дети многократно проговаривают нужный звук, добиваясь точности произношения. Это позволяет формировать осознанное произношение звуков, помогает закреплять слуховой, кинестетический образ звука, мотивирует детейи повышает результативность коррекционной работы.

Первые успехи в работе с пластилином вызывают у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве. Здесь начинается этап автоматизации звука, на котором происходит закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Часто эта работа требует кропотливой, монотонной, длительной тренировки ребенка. Для того чтобы сделать занятия по автоматизации звуков более интересными, разнообразными и в тоже время эффективными, нужно увлечь воспитанников, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Например, упражнение «Бабушкины бусы» помогает закрепить поставленный звук в слогах. Ребёнок «нанизывает» пластилиновые бусины разных цветов и размеров на нитку и повторяет заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины ребёнок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Автоматизировать звук в словах можно, создавая коллективную картину, насыщенную словами с нужным звуком. Например, картина «Петушок». Каждый ребенок после детального рассматривания картинки с изображением петушка и прослушивания потешки выбирает, какую часть он будет лепить: головушку, крылышко, гребешок, бородушку, шейку, шпоры, перышко на хвосте. После соединения всех частей тела петушка дети проговариваютих названия и потешку. Также можно объединить в одной картине несоединимые объекты и составить фантазийный рассказ со словами, насыщенными автоматизируемым звуком. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т.д.)

Самым же увлекательным занятием на этапе автоматизации звука в речи будет создание собственных пластилиновых мультфильмов. В процессе создания мультфильма различные виды деятельности детей (игра, рисование, лепка, чтение художественной литературы, сочинение историй, музыкальное творчество) объединяются для создания творческого продукта, который имеет большую социальную значимость, способствует развитию коммуникативных компетенций детей и их социализации. Ребята придумывают сюжет либо берут уже готовый, создают героев из пластилина, «заставляют» их двигаться и говорить. При этом многократное повторение, дублирование одной и той же фразы не вызывает утомления, отвращения, а наоборот является стимулом для совершенствования. Дети могут выбрать работу индивидуально, в паре или в коллективе. Авторская детская мультипликация является универсальным средством коррекции речевых нарушений. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребенка, разговорную речь, формирует социально активную личность, способную принимать общечеловеческие ценности.

Пластилин представляет кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. И в большей мере удовлетворяет любознательность в новизне и в творческом искании. Можно дать вторую жизнь поделке из этого материала.

Таким образом, пластилинотерапия помогает сделать логопедические упражнения для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.

Известный израильский мультипликатор и автор 25 книг о волшебном пластилине РониОрен всерьез называет пластилин волшебством, способным не только творчески развивать ребенка, но и лечить его от разных недугов: «Он просто делает ребенка счастливым, потому что малыш собственными руками творит чудо».

Литература

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. -248 с. http: //psychlib. ru/mgppu/maaso2001/aml-001. htm#раздел_IV
  2. Бучилова И. А., Миронова А. А. Использование мультипликации в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2876–2880. – URL: http: //e-koncept. ru/2013/53580. htm
  3. Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473.
  4. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика / авт. -сост. М.А. Ежова, И.В. Гусаковская. – Волгоград: Учитель. – 59 с.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
  6. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина / Т. Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. — Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год