Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Логопедия
Автор: Варчук Анастасия Евгеньевна Жукова Марина Юрьевна   
22.08.2023 06:36

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ЗАПУСК РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Авторы:

  • учитель — логопед — Варчук А.Е
  • учитель — логопед — Жукова М.Ю

Бывает так, что ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет продолжает молчать или же общаться лепетом, значит малышу требуется помощь логопеда. Но, важно! родители тоже могут внести свою лепту в развитие и запуск речи. Самое главное условие развития речи – непрерывность процесса, именно поэтому необходимо не только постоянно заниматься со специалистами, а также находить время для каждодневных занятий с малышом, для выполнения заданий направленных на запуск речи. Из этой статьи вы узнаете о самых интересных и эффективных упражнениях, которые понравятся и взрослым, и детям.

 

Почему и для чего возникает потребность речи, у детей?

Специалисты обычно советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают это правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов.

что же нам необходимо для появления речи:

  • Первое — это чтобы малыш нуждался в общении со взрослым: попросить предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • Второе — разговор с ребенком должен быть содержательным: попросить описать впечатления, объяснить действия, поговорить об игрушках.
  • Третье — необходимо, чтобы взрослое окружение общалось с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • Четвертое — Прежде чем получить какой-либо предмет ребенок должен его назвать, и только после этого его получит.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Прежде чем ребенок приобретает навык использования слова. он проходит несколько этапов:.

1. Появление потребности в предмете

Это может быть любой предмет (игрушки, лакомство, книга, посуда, что то из одежды или картинки). Малыш очень хочет получить этот желанный предмет: привлекает внимание взрослых жестами, звуками, мимикой, показывает пальцем или руками. Практически всегда такие попытки приводят к истерике, так как малыш не получает желаемое. Но со временем понимает, и пробует просить помощи мамы или взрослого окружения.

2. Помощь взрослого

Чаще всего при обращение к взрослым, дети используют лепитные слова и и указательные жесты. Для взрослого это становится сложным моментом при общении с ребенком, так как многие взрослые легко поддаются провокации со стороны малышей, необходимо проявить стойкость и не поддаваться, а спокойно ждать, когда малыш попробует произнести то, что ему нужно.

3. Появление слова

При общении с другими людьми, и в частности со взрослыми дети смотрят на движение губ человека и старательно (неосознанно) копируют артикуляцию. Именно поэтому при общении с детками необходимо четко проговаривать каждый звук, слово, чтобы ребенок понимал как он появляется и слышал как произносится.

Выполняя домашнее задание старайтесь не забывать, что детям требуется больше времени на то, чтобы освоится в новых ситациях. Необходимо действовать стого по правилам: сначала вызываем потребность в в каком либо предмете, затем чтобы малыш нуждался в помощи взрослого, и только потом слово — и тогда все получится.

Играем и начинаем говорить:

Игра – это главная деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Нужно начинать с самых простых игр, чтобы малыш с помощью игры смог их освоить, запомнить и чтобы у него все получалось, иначе пропадет интерес.

Моторика в помощь звукам:

под музыку показываем определенное движение руками или ногами сопровождая каждое движение своим звуком.

Игры с мячом:

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

Паравоз — экскурсия»

Чтобы провести экскурсию, необходимо встать с детьми или малышом друг за другом, объясните правила, что теперь вы – вагоны паровоза и сейчас отправитесь в путешествие. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Когда мы начинаем движение, то обязатель должны издавать звуки, к примеру «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время путешествия по квартире, комментируем все, что видим: «вот печка, а вот кухня, сейчас поедем за мочалкой в ванную» и т. д.

«Капельки»

Чтобы выполнить это задание нам необходимо приготовить несколько тарелок или мисочек, краски или пищевой краситель и губки для посуды. Ставим мисочки на стол, в одной простая вода, следующая пустая, а в другой или других (в зависимости от того сколько мисочек вы возьмете) цветная, рядом положите губки, чтобы малыш сам взял ту которая понравится. Берем одну губку и опускаем цветную воду, а затем выжимаем в пустую (или в воду) приговаривая «кап-кап-кап». Затем очередь ребенка сделать то же самое с другими губками.

Еще хочется посоветовать: создавайте больше моментов, когда малышу может понадобится ваша помощь, какой либо предмет, лакомство. Старайтесь добиться того, чтобы ребенок совершал попытки попросить словом.

А главное запомните, что с первого раза задание вряд ли получится и нужно не злится, а спокойно объяснять и показывать до тех пор пока ребенок не сможет выполнить задание. Тратя в день всего по 10-20 минут, у вас обязательно получится научить малыша первым, желанным словам.

Список литературы:

1. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи

дошкольников (программа «Я-человек»). Кн. 1. -М.: Школьная Пресса, 2004г. — 153-58 с.

2. Иншакова О.Б. Диагностический материал (Альбом для логопеда). — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 189 с.

3. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2019. — 291 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год