Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Логопедия
Автор: Виталина Ольга Сергеевна   
27.06.2023 15:58

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОЗЖЕЧКОВОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВИТАЛИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА магистрант 1 курса, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Аннотация. В статье рассматривается роль мозжечка в реализации психической деятельности человека: в протекании высших психических функций; в регуляции поведения, эмоций и внимания; в интеграции и анализе сенсорной информации и т.д. Отмечается необходимость мозжечковой стимуляции у нормативно развивающихся детей и у детей с нарушениями в психическом развитии. Проводится обоснование необходимости мозжечковой стимуляции у детей. Предлагаются средства, методы и упражнения для мозжечковой стимуляции в процессе психического развития детей.

Ключевые слова: психическое развитие детей, мозжечок, мозжечковая стимуляция, нарушения психического развития детей, средства мозжечковой стимуляции, упражнения для мозжечковой стимуляции.

VITALINA OLGA SERGEEVNA 1st year master"s student, FGAOU VO "Far Eastern Federal University "

 

Скачать конспект

THE USE OF THE METHOD OF CEREBELLAR STIMULATION IN CORRECTIONAL WORK WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL AGE.

Annotation. The article examines the role of the cerebellum in the realization of human mental activity: in the course of higher mental functions; in the regulation of behavior, emotions and attention; in the integration and analysis of sensory information, etc. There is a need for cerebellar stimulation in normatively developing children and in children with disorders in mental development. The substantiation of the need for cerebellar stimulation in children is carried out. Means, methods and exercises for cerebellar stimulation in the process of mental development of children are offered.

Keywords: mental development of children, cerebellum, cerebellar stimulation, disorders of mental development of children, means of cerebellar stimulation, exercises for cerebellar stimulation.

Головной мозг является частью нервной системы человека и регулирует все жизненные функции человека. Это один из самых сложных структурно-функциональных разделов нервной системы, который, несмотря на огромное количество проведенных исследований и научных работ, до сих пор полностью не изучен. Анатомическое строение головного мозга человека изучается с древних времен, и на сегодняшний день существует множество источников, подробно его описывающих, поэтому сейчас мы обратим внимание только на основные структуры головного мозга. Объём мозга большинства людей находится в пределах 1250 — 1600 кубических сантиметров и составляет 91. 195 % ёмкости черепа.

Весь мозг разделяют на три большие части:

  • полушария большого мозга;
  • ствол мозга.
  • мозжечок.

Рис1. Строение головного мозга.

Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое. Головной мозг, как центральный отдел нервной системы, обеспечивает наиболее совершенные формы регуляции всех функций организма, взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность и высшие психические функции. Поскольку балансировочные комплексы, в первую очередь, разработаны с целью воздействия на мозжечковую систему, то рассмотрим этот раздел мозга более подробно. [1]

Мозжечок (лат. cerebellum) лежит на задней поверхности моста и продолговатого мозга в задней черепной ямке. Состоит из двух полушарий и червя, который соединяет полушария между собой. Масса мозжечка 120 — 150 г. Мозжечок отделяется от большого мозга горизонтальной щелью, в которой твердая мозговая оболочка образует шатер мозжечка, натянутый над задней ямкой черепа. Каждое полушарие мозжечка состоит из серого и белого вещества. Серое вещество мозжечка содержится поверх белого в виде коры. Нервные ядра лежат внутри полушарий мозжечка, масса которых в основном представлена белым веществом. Кора полушарий образует параллельно расположенные борозды, между которыми есть извилины такой же формы. Борозды разделяют каждое полушарие мозжечка на несколько частей. Одна из частиц — клочок, прилегающий к средним ножкам мозжечка, выделяется больше других. Она филогенетически древнейшая. Лоскут и узелок червя появляются уже у низших позвоночных и связаны с функционированием вестибулярного аппарата. Кора мозжечка состоит из трех слоев: наружного, среднего и внутреннего, и представлена пятью типами клеток. Наружный слой — корзинчатыми и звездчатыми нейронами, средний — клетками Пуркинье, внутренний — гранулярными и клетками Гольджи. За исключением клеток Пуркинье, все остальные клетки формируют своими отростками нейронные сети и связи внутри мозжечка. Через аксоны клеток Пуркинье кора мозжечка связана с глубокими ядрами мозжечка и другими областями мозга. Толщина коры 1-2, 5 мм.

Рис. 2 Строение мозжечка

Серое вещество мозжечка разветвляется в белом (на срединном разрезе мозжечка видно будто веточку вечнозеленой туи), поэтому его называют деревом жизни мозжечка. Мозжечок тремя парами ножек соединяется со стволом мозга. Ножки представлены пучками волокон. Нижние (хвостовые) ножки мозжечка идут к продолговатому мозгу и называются ещё верёвчатыми телами. В их состав входит задний спинно-мозго-мозжечковый путь. Средние (мостовые) ножки мозжечка соединяются с мостом, в них проходят поперечные волокна к нейронам коры полушарий. Через средние ножки проходит корково-мостовой путь, благодаря которому кора большого мозга воздействует на мозжечок. Верхние ножки мозжечка в виде белых волокон идут в направлении среднего мозга, где размещаются вдоль ножек среднего мозга и тесно к ним примыкают. Верхние (черепные) ножки мозжечка состоят в основном из волокон его ядер и служат основными путями, проводящими импульсы к зрительным буграм, подбугровому участку и красным ядрам. Ножки расположены впереди, а покрышка — сзади. Между покрышкой и ножками пролегает водопровод среднего мозга (Сильвиев водопровод). Он соединяет четвёртый желудочек с третьим. Полушария мозжечка отвечают за формирование целенаправленных движений и определяют инициацию движения, их координацию, и коррекцию. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Из коры больших полушарий мозга поступают импульсы в полушария мозжечка не о совершенном, а только лишь о планируемом движении, в соответствии с которыми мозжечок моментально посылает импульсы, корригирующие произвольные движения путем погашения инерции и регуляции тонуса реципрокных мышц. В результате произвольные движения становятся четкими, скоординированными, лишенными нецелесообразных компонентов. В целом, мозжечок имеет большое значение в интегративной работе мозга, что обеспечивает скорость обучения и формирования новых, более эффективных нейронных сетей. Поэтому для реализации высших психических функций и нормативного психофизического развития человека необходимо адекватное функционирование так называемого «быстродействующего мозга» — мозжечка и моста — мозолистого тела с тремя парами ножек, обеспечивающими межполушарное взаимодействие мозжечка с передними, средними и задними отделами мозга. [1]

Нарушения мозжечковой системы в онтогенезе человека ведут к серьезным патологиям детского развития. При повреждениях или функциональной недостаточности мозжечка возникают двигательные нарушения в актах, требующих сложных взаимодействий различных сенсорных систем и определенной последовательности активации групп мышц отдельных областей тела. Кроме того, возможны расстройства речи и фиксации взора. Поражение, прежде всего, червя мозжечка, ведет к нарушениям статики — возможности поддержания стабильного положения центра тяжести тела человека, равновесия, устойчивости.

Мозжечковая дисфункция может быть следствием врожденных или приобретенных патологий мозжечка.

Если говорить именно о дисфункциях мозжечка, то в изолированном виде, они встречаются крайне редко

Симптомы мозжечковой дисфункции обычно включают атаксию. Кроме того, нарушение функций мозжечка может включать следующие характеристики:

  • нарушения двигательных функций, тонуса (нарушения координации, замедление реакций при смене одного типа движений на противоположные, повышение или понижение мышечного тонуса, расстройство равномерности движения, дизартрия и т.д.);
  • нарушения высших психических функций; можно выделить следующие особенности познавательных процессов у детей с мозжечковой дисфункцией:
  • снижение нейродинамических процессов,
  • снижение функций внимания и памяти,
  • нарушение пространственного и «квазипространственного» восприятия;
  • нарушение контроля и программирования психических процессов, снижение саморегуляции,
  • нарушения речи (речь становится скандированной, замедленной, теряет плавность).

Симптомы мозжечковой недостаточности:

  • ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;
  • ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;
  • ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;
  • у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках. [6]

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

1. Проблемы с речью:

  • непроговаривание слов, перестановка слогов
  • логоневроз (обычное заикание)
  • дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма
  • нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

  • угловатые, неплавные движения
  • дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками
  • «дрожание» глаз при взгляде в сторону
  • ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

  • быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость
  • невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:

  • ЗПР и ЗРР разной степени тяжести.
  • дисграфии или дислексии.
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Аутизм и другие состояния аутического спектра.
  • Алалия.
  • Логоневроз (заикание).
  • Отставания в развитии моторики и координации.
  • Несовершенство работы вестибулярного аппарата.
  • Поведенческие нарушения.
  • Несобранность, повышенная отвлекаемость.
  • Нарушения осанки.
  • Проблемы с обучаемостью. [5]

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, то есть старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, и работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга. Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, а развитие сенсо-моторных координаций является следующим этапом (по Л.С. Выготскому — пластом) и имеет немаловажное значение для реализации психической деятельности, мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психическо- го и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями.

Очень долго ученые считали, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка пересмотрена. Многие исследователи теперь считают, что мозжечок – это ключ к обучению буквально всему. В том числе к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию. [1]

Мозжечковая стимуляция – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведение ребенка.

Программа мозжечковой стимуляции является результатом более чем 30- летних исследований и наблюдений, проводимых группой американских ученых. Learning Breakthrough Program (разработчик – Френк Бильгоу), что можно перевести как прорыв в обучении, она направлена на улучшение координации движений, восприятия и продуцирование устной и письменной речи, комплексную коррекцию нарушений чтения, письма и счета, на улучшение всех видов памяти.

Мозжечковая стимуляция — система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. Данные упражнения активно используются при коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии нейропсихологами, дефектологами, логопедами. Это метод позволяет значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. [2]

Эффективность данных упражнений заключается в том, что выполнение действий, связанных с обеими сторонами тела, позволяет синхронизировать работу двух полушарий мозга: левого, которое получает моторную и сенсорную информацию от правой стороны тела, и правого, связанного аналогичным образом с левой стороной тела. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.

Мозжечковая стимуляция включает в себя:

  • развитие крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма
  • овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения
  • формирование умения дифференциации качества движений (быстрые-медленные, сильные-слабые, мягкие-жесткие и т.д.)
  • мысленного представления деятельности с воображаемыми предметами. [4]

В основу программы положены упражнения на балансировочной доске доктора Бильгоу. Для выполнения упражнений разного уровня сложности используются мяч-маятник, разновесовые мешочки (наполненные разными крупами, бобовыми, солью), массажные мячи, планка с цветными делениями, стенд с мишенями и др.

В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.

Упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: мешочки, планка, напольная мишень, кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.

Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил

  1. не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наибо лее подходящее ребенку время;
  2. не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
  • голоден, (лучше организовать занятия через 1-1, 5после еды)
  • во время болезни
  • в состоянии раздражения или усталости.

Занятия напоминают особую лечебную физкультуру. Она включает упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. [6]

Тренажер для «мозжековой стимуляции» используется для улучшения координации движений ребенка. Тренажёр «Balametrics» развивает координацию ребенка, навык балансирования и ловкость. Основным элементом тренажера является балансирующая деревянная доска, стоя на которой выполняются упражнения (отбивать и ловить мячи и другие предметы, попасть мячом в цель и др.) Игровое пособие способствует развитию общей моторики, осознанию схемы собственного тела, формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Развитие реакции равновесия на балансировочной доске начали в период обучения стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук, а также отрабатывается поза на четвереньках.

В результате систематического использования данных упражнений отмечаются следующие изменения:

  • улучшается моторно-зрительная координация
  • синхронизируются двигательные и интеллектуальные способности ребенка
  • улучшается концентрация внимания
  • развивается пространственное воображение. [7]

Высокая эффективность использования данных упражнений в коррекционной работе с детьми достигается за счет того, что в момент упражнений ребенок перестает концентрироваться только на движениях, но учится сочетать движение с речью. Развивается чувство ритма. Улучшается переключаемость с одного движения на другое (как в общей, так и в артикуляционной моторике).

Подводя итоги написанному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что универсальный, компактный, мобильный и относительно доступный в применении балансировочный комплекс успешно применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми различного возраста и психофизическими особенностями, показывая высокую эффективность и помогая справиться с такими проблемами, как: школьная неуспеваемость (в том числе, с дисграфией, дислексией), нарушения координации движений, устной речи, моторная неловкость, нарушения аутистического спектра, а также такими диагнозами, как СДВГ, СДВ, ЗПР, ЗРР. Так же стоит отметить высокую эффективность балансировочного комплекса в профилактических и развивающих занятиях. Простые, но эффективные упражнения способствуют существенному росту нейронных связей, поэтому программу мозжечковой стимуляции можно назвать своего рода «фитнесом для мозга» — залог долгого и эффективного функционирования самой «умной» части нашего тела.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Зуева Ю. В., Корсакова Н. К., Калашникова Л. А. Роль мозжечка в когнитивных процессах. URL: http: //virtualcoglab. cs. msu. su/html/Zueva. html
  2. Кипхард Э. Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
  3. Основы применения программы мозжечковой стимуляции с использованием балансировочного комплекса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //клуб. нейротренажеры. рф/003. pdf
  4. Педяш Н. А. Мозжечковая стимуляция — метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https: //www. b17. ru/article/113707/
  5. Раздаточный материал к тренингу-семинару. Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook. ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia. htm Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы.
  6. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. № 3. URL: http: //www. ppacade. Learning Breakthrough-Dr. Belgau History. URL: https: //learningbreakthrough. com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/
  7. Помазкова, Н. А. Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) / Н. А. Помазкова, О. В. Усманова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 54-61. — URL: https: //moluch. ru/th/1/archive/177/5465/ (дата обращения: 26. 06. 2023).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год