Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности
Логопедия
Автор: Татаева Е.А. Куртиякова О.В.   
16.03.2022 17:39

Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленностиОрганизация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности

  • Куртиякова О.В., учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Машенька» г. Абакан
  • Татаева Е.А., старший воспитатель МБДОУ «Д/с «Машенька» г. Абакан

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. При ежегодном логопедическом обследовании речи детей младших групп, нарушения речи обнаруживаются у 25-30 % детей.

При комплектовании групп компенсирующей направленности, в них попадают дети с тяжёлыми нарушениями речи. А дети, имеющие незначительные нарушения речи с точки зрения ТПМПК, остаются без специализированной помощи в общеразвивающих группах. Специалисты ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды) сталкиваются с необходимостью помощи таким детям, а также их родителям, потому что несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления.

 

Эффективность работы по профилактике и коррекции речевых нарушений детей групп общеразвивающей направленности обеспечивается комплексным подходом, обеспечивающим единство действий педагогов различного профиля и семьи.

Работа методической службы ДОУ:

Организация речевой среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Формы работы учителя-логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности:

  1. Консультации: «Результаты диагностики», «Звуковая культура речи. С чего начать», «Развитие фонематического слуха детей младшего дошкольного возраста»
  2. Семинары «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников», «Играем и фонематический слух развиваем».
  3. Организация режимных моментов: проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
  4. Планирование и организация образовательной деятельности по речевому развитию.
  5. Систематическое посещение педагогами ДОУ заседаний методического объединения "Коррекционная педагогика".

Выстроенная система работы учителя-логопеда с воспитателями:

  • постоянное консультирование по вопросам речевого развития
  • проведение игр по развитию речи во всех группах общеразвивающей направленности, закрепленных за логопедом (отраженно в циклограмме деятельности учителя-логопеда)
  • еженедельный подбор речевых игр и методических пособий по тематическим неделям и проектам
  • контроль за работой по звуковой культуре речи, развитию фонематического развития, лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи.

оказание помощи по повышению эффективности речевой среды.

Еще одним направлением работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у детей из групп общеразвивающей направленности является индивидуальная работа. Если в результате диагностики было выявлено, что у ребенка есть дефекты в звукопроизношении, то логопед составляет индивидуальный план работы, проводятся индивидуальные занятия по постановке звука. Воспитателям группы даются задания по проведению артикуляционных упражнений, и упражнений по постепенной автоматизации звука в речи.

Работа с родителями:

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Делая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.

  1. Первичная консультация, в ходе которой учитель-логопед показывает какие артикуляционные упражнения нужно выполнять, при этом желательно присутствие ребенка, который показывает свое умение выполнять упражнения.
  2. Ознакомление с артикуляционными упражнениями, необходимыми для постановки и автоматизации звуков.
  3. Памятки для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика и причины, по которым необходимо ей заниматься?», «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях», «Игры для введения звука в речь».
  4. Регулярное консультирование по результатам проведенной работы.

Список используемой литературы:

  1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  2. Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год