Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности
Логопедия
Автор: Татаева Е.А. Куртиякова О.В.   
16.03.2022 17:39

Организация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленностиОрганизация работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений в группах общеразвивающей направленности

  • Куртиякова О.В., учитель-логопед МБДОУ «Д/с «Машенька» г. Абакан
  • Татаева Е.А., старший воспитатель МБДОУ «Д/с «Машенька» г. Абакан

С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. При ежегодном логопедическом обследовании речи детей младших групп, нарушения речи обнаруживаются у 25-30 % детей.

При комплектовании групп компенсирующей направленности, в них попадают дети с тяжёлыми нарушениями речи. А дети, имеющие незначительные нарушения речи с точки зрения ТПМПК, остаются без специализированной помощи в общеразвивающих группах. Специалисты ДОУ (воспитатели, учителя-логопеды) сталкиваются с необходимостью помощи таким детям, а также их родителям, потому что несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления.

 

Эффективность работы по профилактике и коррекции речевых нарушений детей групп общеразвивающей направленности обеспечивается комплексным подходом, обеспечивающим единство действий педагогов различного профиля и семьи.

Работа методической службы ДОУ:

Организация речевой среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления. Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.

Формы работы учителя-логопеда с воспитателями групп общеразвивающей направленности:

  1. Консультации: «Результаты диагностики», «Звуковая культура речи. С чего начать», «Развитие фонематического слуха детей младшего дошкольного возраста»
  2. Семинары «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников», «Играем и фонематический слух развиваем».
  3. Организация режимных моментов: проведение артикуляционной и дыхательной гимнастики.
  4. Планирование и организация образовательной деятельности по речевому развитию.
  5. Систематическое посещение педагогами ДОУ заседаний методического объединения "Коррекционная педагогика".

Выстроенная система работы учителя-логопеда с воспитателями:

  • постоянное консультирование по вопросам речевого развития
  • проведение игр по развитию речи во всех группах общеразвивающей направленности, закрепленных за логопедом (отраженно в циклограмме деятельности учителя-логопеда)
  • еженедельный подбор речевых игр и методических пособий по тематическим неделям и проектам
  • контроль за работой по звуковой культуре речи, развитию фонематического развития, лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи.

оказание помощи по повышению эффективности речевой среды.

Еще одним направлением работы учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений у детей из групп общеразвивающей направленности является индивидуальная работа. Если в результате диагностики было выявлено, что у ребенка есть дефекты в звукопроизношении, то логопед составляет индивидуальный план работы, проводятся индивидуальные занятия по постановке звука. Воспитателям группы даются задания по проведению артикуляционных упражнений, и упражнений по постепенной автоматизации звука в речи.

Работа с родителями:

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Делая целенаправленные упражнения, родители помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Эти занятия следует проводить ежедневно или через день в форме игры.

  1. Первичная консультация, в ходе которой учитель-логопед показывает какие артикуляционные упражнения нужно выполнять, при этом желательно присутствие ребенка, который показывает свое умение выполнять упражнения.
  2. Ознакомление с артикуляционными упражнениями, необходимыми для постановки и автоматизации звуков.
  3. Памятки для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика и причины, по которым необходимо ей заниматься?», «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях», «Игры для введения звука в речь».
  4. Регулярное консультирование по результатам проведенной работы.

Список используемой литературы:

  1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  2. Емельянова Н.В., Житкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическими нарушениями речи в условиях логопункта ДОУ. — СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013г.;
  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  4. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4–5 (6–7) лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год