Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».
Логопедия
Автор: Вахрушева Наталья Алексеевна   
17.05.2023 08:32

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки Л – Ль. Буква Л».

Учитель – логопед МБОУ «С (К) НШ-ДС№2» Вахрушева Н.А.

Цель: учить детей четко произносить и различать звуки [Л-Ль] изолированно, в слогах, словах, предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков [Л-Ль] с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых и здоровьесберегающих технологий.
  • Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове, выполнять звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА, делить слова на слоги.
  • Упражнять в словообразовании, обогащать словарь.
  • Развивать память, внимание, восприятие и другие психические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать отзывчивость, сочувствие к сказочным героям, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.

Оборудование: презентация, рабочие тетради, цветные карандаши, мяч, игрушка Лунтик, предметные картинки, Д/И «Домики для звуковичков».

Ход занятия

Дыхательная гимнастика

Логопед: Ребята, какое у нас время год? Как называются цветы, которые появляются весной? Дети выполняют упражнение «Вдыхаем аромат подснежника» (вдох — короткий, через нос, выдох – плавный, длительный, через рот)

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам на занятие прилетел необычный гость (дети смотрят отрывок из мультфильма про Лунтика). Как его зовут? Правильно ребята, это Лунтик, а прилетел он к нам на землю, чтобы найти новых друзей и просит вас ему помочь. Поможем Лунтику? Но чтобы найти друзей, нам надо пройти через страну звуков и букв и показать всё то, чему мы научились. Справитесь?

Дети: Да.

Логопед: Начнем наше путешествие с разминки, чтобы вспомнить все то, что мы знаем о звуках и буквах.

Звуки мы……

Буквы мы……

Звуки бывают…

Гласные звуки, когда…

Согласные звуки, когда…

Согласные звуки бывают…

Логопед: Ребята, а кто знает, с какой планеты прилетел к нам Лунтик? (с Луны). А кто из вас знает, как можно назвать человечков, которые живут на Луне? (лунатики) А машину, которая ездит по луне? (лунаход) Проговорите слова и выделить одинаковый звук, который слышится в начале слов: Лунтик, луна, лунатик, лунаход.

Дети: проговаривают слова и выделяют звук Л.

Логопед: Ребята, а можно эти слова назвать родственными?

Логопед: Ребята, назовите, кого встретил Лунтик по дороге к нам (дети называют картинки лев, лиса, ослик, тюлень) Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах?

Дети: Звук Ль.

Логопед: Лев, лиса, ослик, тюлень, назовите их одним словом? (звери, животные). Лев, это животное…… (жарких стран), тюлень – это животное (холодных стран), лиса — это…… (дикое животное), ослик – это (домашнее животное).

Логопед: В нашем путешествие в страну Звуков и букв нам помогут звуки Л-Ль.

2. Характеристика звуков.

Логопед: Произнесите звук Л.

- Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Л? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами).

- Какой звук Л? (Согласный, твердый, звонкий).

- Как вы определили, что он согласный, звонкий?

- Давайте проверим, дети закрывают руками уши и произносят звук Л, слышите шум в ушах? Да, значит мы правильно определили, звук Л – звонкий.

Логопед: Произнесите звук Ль.

- Что делают губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ль? (Губы вытянуты, зубы «Заборчиком», язычок за верхними зубами).

- Какой звук Ль? (Согласный, мягкий, звонкий).

- Как вы определили, что он согласный, звонкий?

- Определите, какие звуковички будут обозначать звуки Л – Ль (дети подбирают звуковичков, объясняя свой выбор – в синих башмачках, потому что звук Л согласный, твердый, в желтой шляпке – он звонкий, для звука Ль – звуковичок в зеленых башмачках – он согласный, мягкий, в желтой шляпке – звонкий).

3. Работа в командах, дидактическая игра на развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков Л – Ль в словах) «Домики для звуковичков».

Логопед: Ребята, на нашем пути препятствие сломались домики наших звуковичков, поможем их починить и пойдем дальше на поиск друзей Лунтика (дети делятся на две команды, первая команда собирает домик для звука Л и выбирает кирпичики с твердым звуком в словах, вторая – для звука Ль)

4. Физкультминутка с мячом «Повтори чистоговорку».

Логопед проговаривает чистоговорку и кидает мяч ребенку, он повторяет и кидает мяч обратно.

Ла-ла-ла — Мила плачет у стола.

Лу-лу-лу — я возьму метлу.

Лы-лы-лы — вымыли полы.

Ло-ло-ло — как на улице светло.

Алка-алка-алка — это слово галка.

Илка-илка-илка — на столе лежала вилка.

Ела-ела-ела — ласточка запела.

Ли-ли-ли — малину мы нашли.

Ля-ля-ля — это круглая земля.

Ле-ле-ле — лента на столе.

Лю-лю-лю — я лису леплю.

Аль-аль-аль — получи медаль.

5. Работа в тетрадях, определение позиции звуков Л — Ль в словах (начало, середина, конец).

Логопед: Лунтик проголодался и мы с вами его угостим, посмотрите и назовите картинки, определите, какие звуки слышатся в словах, определите их позицию и закрасьте клеточки нужным цветом. Дети работают в тетрадях, закрашивая клеточки (начало, середина, конец слова) синим или зеленым карандашами.

6. Знакомство с буквой Л.

Логопед: Мы с вами завершили путешествие по стране Звуков и букв и нас встречает лучший друг звуков Л-Ль? Как вы думаете кто это?

Дети: Буква.

Логопед: Алфавит продолжит наш

Буква Л — лесной шалаш.

Логопед: На что еще похожа буква Л? (дети на слайде называют, на что похожа буква Л)

Логопед: А теперь научим Лунтика писать букву Л, мы пропишем её в своих тетрадках.

Но в начале, поиграем с Лунтиком.

7. Пальчиковая гимнастика «Лунтик» (на каждую строчку дети загибают пальчик, начиная с большого, на последней строчке разжимают и сжимают кулачок)

ЛУНТИК В ЛОДОЧКЕ СИДЕЛ,

ЛУНТИК НА ЛУНУ ГЛЯДЕЛ.

МИМО ОБЛАКО ЛЕТЕЛО

И ЛУНУ ОНО ЗАДЕЛО.

ЛУНТИК В ЛОДКЕ ЗАЗЕВАЛСЯ

И БЕЗ ЛОДОЧКИ ОСТАЛСЯ.

Логопед: А теперь откройте свои тетрадки, возьмите простые карандаши, посмотрите на слайд, как мы печатаем букву Л, обратите внимание, что все элементы мы печатаем сверху вниз.

8. Деление слов на слоги.

Логопед: Ребята, вот мы и пришли на поляну, где нас с Лунтиком встречают его друзья. Я называю слово, вы делите на слоги, и делаете столько шагов, сколько слогов в слове. А кто мне напомнит правило, о слогах.

Дети: Сколько гласных в слове, столько и слогов…

Логопед: Молодцы, но чтобы не ошибаться и быстрее дойти до друзей, помогайте себе делить слова на слоги, положив ладошку под подбородок или прохлопайте слова (дети проговаривают слова: Мила, Шмель, Пчелёнок, Пчела, Клава, светлячки и делают столько шагов, сколько слогов в словах)

9. Звуко – буквенный анализ слова: ЛУНА.

Логопед: Мы с вами помогли Лунтику найти друзей и они просят вас выполнить звуко — буквенный анализ слова ЛУНА.

Ребенок у доски:

- В слове луна, первый звук Л – он согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом и т.д. После разбора всех звуков, ребёнок выкладывает слово при помощи букв.

Логопед:

- Сколько всего звуков в слове луна?

- Сколько согласных?

- Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Выделите слоги в слове (дети делят слово дугами)

10. Составление предложений по картинкам.

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картинку и придумайте предложение про Лунтика и начертите к нему графическую схему в тетради.

Лунтик ест сладкую клубнику.

11. Итог занятия.

Логопед:

- Понравилось вам путешествие?

- Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Лунтик благодарит вас за то, что помогли найти ему друзей.

- С какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой обозначаем звук Л.

12. Релаксация.

Логопед: На прощание подарим своё хорошее настроение себе и своим друзьям. Дети стоят в кругу, держась за руки и передают свои улыбки и своё тепло соседу по кругу.

Используемая литература:

  1. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
  2. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год