Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для педагогов: «Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Плотникова Антонина Анатольевна   
06.05.2023 08:31

Консультация для педагогов: «Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»Консультация для педагогов: «Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Выполнила: учитель-логопед Высшей квалификационной категории Плотникова А. А.

В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. С давних пор русская дошкольная педагогика признаёт его огромное воспитательное и развивающее значение. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своём влиянии на ребёнка. В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, скороговорки, пословицы и т. д.). Знакомя ребёнка с ними, мы тем самым приобщаем его к общечеловеческим нравственным и культурным ценностям.

Желание детей применять формы языка, хорошо звучащие, но в то же время такие, которыми непросто овладеть, часто наблюдается в возрасте от 2 до 6 лет. Детям с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи.

 

Благодаря использованию скороговорок в логопедической работе с детьми успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • формирование общеречевых умений и навыков путём совершенствования артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
  • совершенствование фонетической стороны речи путём коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов слоговой структуры слов.
  • обогащение и активизация словаря;
  • развитие памяти, слухового внимания;
  • профилактика нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте;
  • приобщение ребёнка к истокам русской народной культуры.

Произнесение скороговорок дложно быть на плавном длительном выдохе.

Исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребёнку даётся инструкция «Говори плавно, медленно, понятно»).

Затруднения в проговаривании скороговорок могут служить для специалистов диагностическим критерием в ходе логопедического обследования ребёнка.

В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложным для проговаривания речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу:

Развитие слухового внимания, памяти в процессе работы над ритмом

  • Узнавание и сравнение ритмов (сколько раз ударили в барабан? сравни ритмы на слух: одинаковые или разные);
  • Узнавание ритмов и соотнесение их с определённым ритмическим рисунком, записанным символами (!! -!,!! -!!,! -!!!).

Воспроизведение ритмов:

  • по слуховой инструкции (хлопни 3 раза).
  • по образцу (хлопни так же, как я).
  • по символической записи (!! -!! -!!).

Развитие моторики пальцев рук

Выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу и словесной инструкции, под счёт (кулак – ребро; кулак – ребро – ладонь).

Развитие артикуляционной моторики

  • Выполнение упражнений, направленныхна выработку точности движений органов артикуляции.
  • Выполнение упражнений, направленныхна выработку способности быстро переключать органы артикуляции с одного движения на другой (улыбка – дудочка).

Формирование слоговой структуры слова и совершенствование звуконаполняемости слов

На уровне слога:

Повторение и чтение рядов слогов, состоящих:

  • из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ка)
  • из разных согласных и одинаковых гласных (па-та-ка-ма)
  • из разных гласных и одинаковых согласных (па-по-пу)
  • из одинаковых гласных и согласных, но отличающихся местом ударения: (па-па-па, па-па-па, па-па-па)
  • проговаривание цепочки слогов со стечением согласных (ста-сто-сту, аст-ост-уст, мгна-мгно-мгну и т.д.)

На уровне слова:

  • определение количества и последовательности слогов в словах
  • звуко-буквенный анализ слов
  • отстукивание ритмического рисунка слова, запись символами
  • работа над словестным ударением
  • проговаривание слов сложного звуко-слогового состава изолированно и в контексте фразы, выделение голосом трудных слов (логическое ударение).

Игры и упражнения на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза

  • деление предложений на слова, деление слов на слоги, деление слогов на звуки;
  • составление слогов из звуков;
  • составление слов из звуков, слогов
  • составление предложений из слов
  • подбор слов с определённым количеством слогов, звуков;
  • подбор слов на определённый звук
  • придумывание предложений с определённым количеством слов
  • выбор предметных картинок по заданию (количество слогов, определённый звук и т. д.)

Обогащение и актуализация словаря путём объяснения слов и словосочетаний

«Рыбы в проруби – пруд пруди»: прорубь, пруд пруди.

Для того, чтобы сделать проговаривание и заучивание скороговорок интересным занятием для ребёнка, рекомендуется проводить занятия в игровой форме, в виде соревнований. Игры: «Кто больше скороговорок знает?», «Кто быстрее произнесёт скороговорку?», «Не ошибись!», «Говори медленно, быстрее, очень быстро», «Выдели голосом слово». Хорошо использовать для лучшего понимания смысла слов и фразы в целом иллюстрированный материал.

Таким оброзом, широкое использование скороговорок в логопедической работе не только приобщает детей к богатству народной мудрости и национальной культуре, но и помогает им лучше и быстрее выработать необходимые артикуляционные навыки и в дальнейшем овладеть полноценной техникой речи.

Список литературы:

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство-пресс, 2018г.
  2. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М. Просвещение, 2005г.
  3. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание, 1994г, №9.

Приложение № 1

Скороговорки, рекомендуемые для проговаривания и заучивания в старшем дошкольном возрасте

Б БЬ П ПЬ

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Все бобры добры для своих бобрят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Баран – буян залез в бурьян.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Пара птиц порхала, порхала – да и выпорхнула.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Поп Прокопий на копне. Под попом копна, а под копной попович Прокл.

Павка на лавке плетёт лапти Клавке.

Пошёл Игнат лопаты покупать. Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепился за прут. Упал Игнат – пропало пять лопат.

Пришёл Прокоп – кипел укроп. Ушёл Прокоп – кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

т ть д дь

На дворе трава, на траве дрова.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, вдоль двора дрова, не вместит двор дров.

От топата капыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Три сороки тараторили, тараторили на горке.

Сидит тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами.

к кь г гь х хь

Краб крабу сделал грабли. «Сено граблями краб грабли».

У елки иголки колки.

Окола кола бьют в колокола.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Сшит колпак, да не по – колпаковски.

Сухой сук нёс барсук.

Хохлатые хохотушкихохотом хохотали: ха-ха-ха.

Осип орёт, Архип не отстаёт. Кто кого переорёт? Осип охрип. Архип осип.

в вь ф фь

Фараоновфаварит на сапфир сменял нефрит.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Верзила Вовила Весело ворочал вилами.

Влас у нас, Афанас у вас.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

л ль р рь

Карл у Клары украла корралы, а Клара у Карла украла кларнет.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ваньку, про Варьку, про Ванькину жену.

Два дровосека, два дроворуба рубили на дворе дрова.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.

Сыворотка из-под простокваши.

Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Свинья тупорыла, носом рыла, рыла, рыла. Весь двор перерыла.

Маланья болтала молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка. Два Егорка, три Егорка. Курьера курьер обгоняет в карьер.

с сь з зь

У Сени и Сани В сетях сом с усами.

По семеро в сани уселись сами.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Из кузова в кузовшла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи, от груза арбузов развалился кузов.

Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса».

Идёт Козёл с Козой, а Коза идёт с косой.

с сь ш ж

Шли сорок мышей, нашли сорок грошей. Две мыши поплоше нашли по две гроши.

У ежа –ежата, у ужа – ужата.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Под горой у сосновой опушки жили – были четыре старушки, все четыре – большие болтушки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

На дворе – травушка, в сундуке – Савушка.

Трошкина шавка укусила Пашку. Бьёт Пашка шапкой Трошкину шавку.

ч щ ц

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Расчувствовавшаяся Варвара перечувствовала расчувствовавшегося Вавилу.

Течёт речка, печёт печка.

Везёт цапля щучку с чушкой.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки со сложными словами.

Вавилу ветрило про-мокро-сквозило.

Столы бело-дубовые, гладко—тесо-выструганые.

Зимой поле белое – про-мерзло-за-леденелое.

Дуб дубовистый, широко-зеленолистый.

Погода раз-мокро-погодилась.

У барана рога скручены-перекручены, верчены-переверчены.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год