Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка
Логопедия
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
02.02.2023 10:50

Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языкаСвязь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка

По данным литературных источников заикание возникает в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности у ребёнка, когда познавательная, коммуникативная и регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием речевого общения с взрослыми. Отдельные авторы (Р. М. Боскис, 1940) отмечают, что в основе нарушения речевой деятельности заикающегося лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы.

Изученные этиологические факторы заикания и их комбинации, возрастные периоды, в которых наиболее активно проявляется воздействие выявленных факторов, позволяют сопоставить периоды возникновения заикания с периодами овладения ребёнком синтаксическими структурами языка.

 

Абсолютное большинство случаев возникновения заикания обусловлено действием нескольких вредностей, отрицательное проявление которых зависит от возраста и уровня сформированности речевой деятельности ребёнка. Многие авторы утверждают, что возраст, когда наиболее часто встречается заикание, является от 2-х до 5 лет (Р. М. Боскис, Н.И. Жинкин, М.Зееман, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский и др.). Наиболее активно проявляется воздействие этиологических факторов в период от 3-х до 5 лет. Действие пренатальных и натальных вредностей, таких как резус-кофликт, родовая травма и асфиксия новорождённых, может обусловить заикание в начальном периоде формирования фразовой речи (до двухлетнего возраста).

Определённую роль в возникновении заикания играют и такие факторы, как наследственная предрасположенность, острая психотравма. Однако сами по себе эти факторы редко вызывают заикание. Их действие проявляется в том случае, когда они оба выступают вместе или какой-нибудь из них сочетается с соматической ослабленностью, неправильным воспитанием, перевоспитанием левшества, неблагоприятными бытовыми условиями.

Сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования у ребенка высказываний позволяют установить такие закономерности:

  • в возрасте после двух лет к заиканию чаще всего приводит наследственная предрасположенность в сочетании с такими факторами, как резус-конфликт, асфиксия новорождённых или соматическая ослабленность;
  • после трёх лет среди причин, вызывающих заикание, ведущее место занимает острая психотравма, сочетающаяся с такими факторами, как наследственная предрасположенность, родовая травма, асфиксия новорождённых и неблагоприятные бытовые условия. Одной из причин в сочетании с другими в этот период может выступить перевоспитание левшиства;
  • после четырёх лет наряду с причинами, отмеченными выше, начинает действовать фактор подражания заикающемуся;
  • острая психотравма на фоне резидуальной органики, неправильное воспитание с перевоспитанием левшества могут привести к заиканию в возрасте после пяти и шести лет.

Сопоставляя периоды возникновения заикания с периодами формирования речевой деятельности, единицей которого является высказывание, выявилось, что у детей от 2-х до 3х лет возникновение заикания совпадает с началом формирования фразовой речи. Начальный этап заикания у большинства детей этого возраста связывается с началом периода освоения структуры предложения и его грамматического оформления. У детей с 3-х до 4-х лет возникновение заикания совпадает с периодом усвоения флективной системы языка и служебных слов для выражения синтаксических отношений. У детей от 4-х до 5 лет заикание совпадает с началом овладения сложным предложением. У детей с 5-ти до 7 лет возникновение заикания связывается с началом овладения продуктивной монологической речью.

Выявленная корреляция возрастных и причинных факторов возникновения заикания будет способствовать дифференцированному подходу к его профилактике. Детям, перенесшим пренатальные, натальные и постнатальные вредности, способные вызывать срыв речевой деятельности, необходимо оказывать специальную помощь в овладении линейной схемой предложения после полутора лет, флективной системой языка и служебными словами для выражения синтаксических отношений после двух лет, оформлением сложного предложения после четырёх лет и монологической речью после пяти лет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год