Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рекомендации и приёмы при вызывании гласных звуков.
Логопедия
Автор: Катина Светлана Викторовна   
03.01.2023 20:24

Рекомендации и приёмы при вызывании гласных звуков.Рекомендации и приёмы при вызывании гласных звуков.

Катина С.В. учитель-логопед МБДОУ д/с №70"Золотая рыбка", г. Мытищи.

Аннотация. В статье представлены методы и приёмы при вызывании гласных звуков у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Воздушная струя, голосовые складки, фонемы, назализация, расширенная артикуляция, суженная артикуляция, передняя артикуляция.

Нарушение звукопроизношения у детей — это основная причина по которой родители чаще всего обращаются к логопеду за помощью.

 

В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или сонорных, но более простых звуков, таких, как гласные — А,О, У, Ы, Э.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

У:

  • Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  • Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  • Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.

О:

  • Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  • Зубы прикрыты губами
  • Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.

А:

  • Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1, 5 см).
  • Передние зубы немного видны.
  • Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.

И:

  • Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  • Зубы слегка обнажены.
  • Язык смещается вперед и вверх.

Э:

  • Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  • Зубы обнажены.
  • До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.

Ы:

  • Губы свободно раскрыты.
  • Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  • Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико- интонационную окраску.

Рекомендуемая последовательность коррекции гласных звуков при стертой дизартрии: э, а, и, ы, о, у.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом. (Характерно для А, У, И, О, Ы, Э)
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Это приводит к снижению подъёма языка и уменьшению лабиализованных звуков. (Характерно для А, У, И, О, Ы, Э)
  • Суженная артикуляция. Звук произносится при более узкой ротовой щели. Очень сближены губы при О, У. При Э, И — чрезмерный подъём языка.
  • Передняя артикуляция (стойкий дефект) Неправильное положение языка: он недостаточно оттянут назад, кончик языка приближен к нижним резцам, а спинка выгнута. (Характерно для О, У)
  • Ы-образная артикуляция (грубый дефект) Нарушение подъёма. Язык комом оттянут назад и приподнят. (Характерно для А, О, Э, И)
  • Повышение голоса (грубый дефект) при произнесении гласных У, И.
  • Замена звука И звуком ЛЬ. Нарушение способа артикуляции. (И)
  • При произнесении звука Э язык высовывается изо рта и ложится на нижнюю губу. Часто является следствием утрированной демонстрации артикуляции.
  • При произнесении звука Ы челюсть выдвигается вперед. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной.

Методика включает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

Методика К.А. Волковой предлагает следующие пункты:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Упражнения для вызывания гласных звуков.

Для вызывания гласных звуков применяются игры.

Звук А.

Игра «Греем ладошки», направленная на формирование долгой, равномерной и сильной струи воздуха. Ребенок округляет губы и выдыхает тёплый воздух на свои руки, произнося «А-А-А-А».

Игра «Успокой куклу». Кукла плачет, надо её успокоить. Посмотри, как я качаю куклу «А-А-А-А» А теперь ты покачай.

Звук О.

Игра «Бублик». Показать картинку с изображением бублика, предложить сделать губы такими же круглыми, как бублик, проговариваем про себя звук О. Следить, чтобы ребёнок выполнял движение без напряжения. В движении участвуют лишь губы, рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна двигаться вперёд.

Игра «Оля заболела». Завязать платком щёчку кукле и показать, как она стонет. Оля заболела, у неё зубки болят «О-О-О-О». Дать куклу ребёнку. Покажи, как стонет Оля?

Игра «Мишка заболел». Показать медвежонка и прочитать стихотворение:

Мишка маму плохо слушал

И конфеты только кушал.

Заболел зуб у него.

Заревел наш мишка «О-О-О-О»!

Покажи, как мишка стонет.

Звук И.

Игра «Улыбнись». Когда мы радуемся, мы улыбаемся, вот так. Показать, как надо улыбнуться. К нам в гости пришла кукла Инна, она улыбается тебе. Улыбнёмся Инне. Инна спряталась. Спрятать куклу, а когда покажем, снова улыбнёмся. Следить, чтобы ребёнок улыбался естественно, без напряжения и зубы не сжимались, а спокойно были сближены.

Игра «Как ржёт лошадка» Лошадка прискакала. Как ржёт лошадка?

«И-И- И-И», ребёнок повторяет.

Звук У.

Игра «Сделай дудочку». Показать ребёнку дудочку и предложить сделать ёё губами, вытянув их вперёд. Сначала показать как это делается, если не получается, предложить ребёнку достать губами леденец, держа его на некотором расстоянии около рта. Это поможет ребёнку вытягивать губы вперёд.

Игра «Поезд». Поезд едет, загудел: «У-У-У-У». Следить, чтобы ребёнок не кричал, произносил звук У длительно на выдохе.

Звук Э.

Игра «Посмеёмся» Посмотри, как я тихо смеюсь. Показать, произнося про себя звук Э. Следить, чтобы ребёнок смеялся естественно, без напряжения.

Игра «Мишка ревёт». Показать медведя и прочитать стихотворение:

Мишка по лесу гулял

И листочки собирал.

Наступил на шишку.

Заревел наш мишка: «Э-Э-Э-Э»

Покажи, как заревел мишка.

Звук Ы.

Игра «Пароход» Пароход гудит «Ы-Ы-Ы-Ы». Если у ребёнка не получается произнести звук Ы, то просим его закусить зубами карандаш и при произнесении звука, язык должен располагаться внизу и не касаться карандаша.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год