Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фронтальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»
Логопедия
Автор: Бардамова Туяна Александровна   
02.01.2023 01:05

Фронтальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»Фронтальное логопедическое занятие. Автоматизация звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях»

Возраст: 6 лет (подготовительная к школе группа)

Приоритетная образовательная область: звуковая культура речи

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать обогащению словарного запаса
  • закрепить умения определять место звука в словах, на примере изучаемого звука.
  • корректировать лексико-грамматический строй речи
  • развитие зрительно-пространственной ориентации

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произношении звука [Р]
  • формировать правильное речевое дыхание
  • развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • стимулировать речевую активность.

Планируемые результаты:

  • у детей сформировано и автоматизировано умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах и предложениях
  • дети способны самостоятельно различать звуки на слух и определять место звука в словах
  • дети без труда образовывают множественное число существительных.

Оборудование: зеркала – 6 штук, картинки: собачка, машина, вертолёт, картинки – символы для выполнения артикуляционной гимнастики, схема артикуляции звука «р», изображение картинок на заданный звук «р» в начале слова (предметные картинки), веселый паровозик с вагончиками (для определения места звука в слове): картинки для определения места звука в слове, схемы для определения количества звуков и характеристики звуков в словах. Для логического задания карты и картинки: грузовик, груша, динозавр, подарок, дрова, робот, пирамидка, разноцветный круг, мухомор.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Сегодня пришли к нам гости посмотреть, как вы занимаетесь, давайте все вместе с ними поздороваемся.

2. Введение в тему

- Сейчас, я каждому из вас раздам картинки. Посмотрите на них и скажите что изображено? Какой первый звук вы слышите в названии ваших картинок?

– Звук «Р»

- Правильно, это звук «Р». Послушайте, как он звучит рррррр. Давайте вместе его произнесем: рррррррр

Попробуем изобразить с помощью звука «Р» как:

  • как рычит собака: ррррррррр
  • как летит вертолет, пропеллер крутится: рррррррр

- как работает мотор у автомобиля: ррррррррр

- Сегодня на занятии мы продолжим закреплять и правильно произносить звук Р.

3. Артикуляционная гимнастика с картинками.

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения под счет до 5)

  • «Заборчик»
  • «Лопаточка»
  • «Чашечка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Грибок»
  • «Лошадка»
  • «Качели»
  • «Чистим зубки»
  • «Гармошка»
  • «Индюк»
  • «Барабан»

-Молодцы! Вы все справились, отложите зеркало.

4. Развитие межполушарных связей

- Перед вами картинка, вам нужно помочь собачкам до косточки. Поставьте указательные пальцы правой и левой руки около собачек и одновременно двумя указательными пальцами пройдите от собачек до косточек.

5. Уточнение артикуляции звука

- Что делают наши губки, зубки и язычок, чтобы звук «Р» получился правильно.

  • губы открыты
  • зубы разомкнуты (между зубами широкое пространство)
  • язычок поднят вверх и дрожит

- воздушная струя сильная.

(-РРР-) (показ профиля артикуляции звука «р»)

6. Изолированное проговаривание звука «Р».

- Заведите мотор и помогите царевичу доехать до царства

7. Игра поймай звук

- Я буду называть вам ряд звуков. Если вы услышите звук р значит поднимаете квадрат – зеленого цвета если звук – р- отсутствует –то красного. Затем переход на слоги, слова.

  • :Р Р С З Л К Н Р Ж З Р Р Р Л Д В Ы Р
  • РА-ЛО--РЫ-КО-МЫ-РО-ДА-ПО-АР-РУ-ВЫ-УР
  • Мир, лук, маляр, рука, бидон, крот, дом, стол, топор, окно, вертолёт.

8. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять — мы пойдём грибы искать.

Этот пальчик — в лес пошёл (согнуть мизинчик).

Этот пальчик — гриб нашёл (согнуть безыменный пальчик).

Этот пальчик чистить стал (согнуть средний пальчик).

Этот пальчик – жарить стал (согнуть указательный пальчик).

А этот пальчик – всё съел, оттого-то потолстел (большой пальчик)

9. Игра «Скажи наоборот»

  • Я дам мяч и назову прямой слог, а вы мне возвращаете и говорите обратный слог

например: ра-ар

  • слоги –РА- (ра-ра-ра-ра-ра) и –АР- (ар-ар-ар-ар-ар)
  • слоги –РО- (ро-ро-ро-ро-ро) и –ОР- (ор-ор-ор-ор-ор)
  • слоги – РУ (ру-ру-ру-ру-ру) и – УР- (ур-ур-ур-ур-ур)
  • слоги –РЫ- (ры-ры-ры-ры-ры) и –ЫР- (ыр-ыр-ыр-ыр-ыр)

10. Игра «Определи место звука» «Веселый паровозик»

- Посмотрите, какой веселый паровозик отправляется в путешествие. Давайте рассадим наши картинки по вагончикам. Для этого нужно определить, где стоит звук «р» в начале, середине или в конце слова. В Звук «Р» стоит в начале слова, значит, мы его определим в первый вагончик, звук «Р» стоит в середине слова, значит, мы его определим во второй вагончик. Ну, а если звук «р» стоит в конце слова — определим его в последний вагончик.

11. Упражнение «Определить количество звуков и дать характеристику звуков»

- Я называю слово, вы определяете количество звуков и с помощью схем собираете слово, для этого, нужно определить какой это звук: гласный или согласный, если согласный: твердый или мягкий, глухой или звонкий.

- рис / рот

12. Логические задания

- Перед вами карточки, нужно выбрать любую карточку и назвать предметы, изображённые на ней.

- Теперь внимательно посмотрите, запомните предметы и их расположение. Далее карточку с заданием переворачиваете и по памяти повторяете рисунок, данный на карточке.

13. Игра «Было-стало»

- Ребята, у меня в руках карандаши. Сейчас я вам раздам их. Ваша задача сказать, сколько у вас карандашей? (один карандаш)

- Сейчас я вам раздаю еще по одному карандашу. Сколько теперь у вас карандашей? (два карандаша)

- Раздаю еще три карандаша. Сколько теперь у вас карандашей (5 карандашей)

14. Упражнение на развитие межполушарных связей

Упражнение «Зиг-заг» (На полу верёвка, надо перешагнуть эту веревку левой ногой в правую сторону, правой ногой в левую сторону, в это время вокруг себя с одной руки передавать мяч в другую руку).

15. Игра «Составление предложений». У Киры в коробке… (пособие Пирамидка)

Ребята в гости к нам пришла девочка с красивым именем Кира, пришла не с пустыми руками. Принесла с собой коробку. А что в коробке, мы должны с вами угадать. Вверху пирамиды изображена Кира с коробкой. Ваша задача, выбрать картинку и составить предложения (выделяя, проговаривая звук «р») вставить картинку в кармашек. Я начинаю, а вы продолжаете У Киры в коробке …… (корона, пирамидка, ракета, круг, пароход, карандаш…)

16. Подведение итогов занятия.

- О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Повторить артикуляцию звука.

- Что вам больше всего понравилось?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Вы молодцы!

17. Домашнее задание.

- Вот вам лист, на нём картинки, нужно назвать и раскрасить картинки со звуком [р].

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год