Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Логопедия
Автор: Волошина Ольга Алексеевна Лихарева Татьяна Владимировна   
12.12.2022 15:58

Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиМетодическая разработка «Логопед спешит на помощь» по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Автор:

Волошина Ольга Алексеевна, учитель-логопед

Лихарева Татьяна Владимировна, старший воспитатель

МБДОУ №17

Предисловие:

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, и нежелание родителей посещать родительские собрания, разобраться в сложном мире ребёнка. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

 Скачать конспект

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, лежит в основе работы с родителями. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Для решения этой проблемы и возникла идея создания такой методической разработки, которая позволила бы детям и родителям, играя, получать знания и развивать фонематические процессы, находясь дома. Я разработала серию дидактических игр по развитию фонематического восприятия и звукового анализа, которые отрабатываются на занятиях по подготовке и обучению грамоте и закрепляются дома с родителями.

Предлагаемые игры дают возможность повысить интерес детей к изучаемым звукам, способствуют более легкому и быстрому закреплению знаний.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь.

Детско-родительские мероприятия – одна из форм работы, позволяющая донести до мам и пап информацию о том, как растут и развиваются дети, как их учить, как с ними играть, разговаривать.

Обобщив и проанализировав имеющийся положительный опыт педагогов по взаимодействию с родителями, учитывая запросы, возможности, знания и предложения родителей, а также интересы и увлечения воспитанников.

Ведение

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я.А. Каменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогом и родителями.

Имея опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и их родителями, я решила создать дидактические игры, которые применяю на занятиях проводимых мною в ДОУ, при организации образовательного процесса для дошкольников совместно с родителями, для закрепления проходимо материала на занятиях дома.

Актуальность методической разработки обусловлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей. А также (п. 3. 2. 1.) для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Данная методическая разработка содержит игры-задания, по подготовке и обучению грамоте, которые изучаются в детском саду согласно реализуемым образовательным программам дошкольного учреждения.

Основная часть

Дидактические игры предназначены для совместных занятий родителей с детьми от пяти до семи лет. Предлагаемый материал дает возможность повысить интерес детей к изучаемым звукам, способствует более легкому и быстрому закреплению знаний.

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать.

Данные дидактические игры заканчивать работу по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, лежащих в основе обучения грамоте. Они учат детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые), выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки.

К дидактическим играм даны советы и пояснения для родителей, что делает их партнерами в совместной деятельности с детьми. Участвуя в выполнении заданий вместе с детьми, родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над заданиями, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Дидактические игры адресованы родителям детей дошкольного возраста, рекомендованы для использования в работе педагогами дошкольных учреждений.

Целью методической разработки является создание условий для совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми по закреплению пройденных в детском саду тем по подготовки и обучению грамоте.

Задачи:

  • использовать новые инновационные формы работы педагогов с родителями для повышения уровня включенности их в воспитательно-образовательный процесс
  • активизировать и обогатить воспитательские умения родителей по направлению детского развития (развитие речи)
  • объединить усилия для развития и воспитание детей
  • совершенствовать знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по подготовки и обучению грамоте

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Планируемые результаты: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; родители непосредственные участники образовательного процесса; установление партнерских отношений ДОУ и семьи, совершенствование знаний, умений и навыков детей, полученных на занятиях по подготовке и обучению грамоте.

В методической разработке представлена теоретическая и практическая части. В теоретическую часть включены: рекомендации родителям по выполнению заданий. В практической части – игры для совместной деятельности взрослых с детьми по закреплению пройденных звуков на занятиях по подготовке и обучению грамоте.

В процессе взаимодействия родителей с детьми, решаются задачи, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Предлагаются варианты игровых заданий в соответствии с основными направлениями развития ребенка.

В пособие входит пять игр на развитие фонематического слуха и восприятия. Эти игры предназначены для выполнения домашних заданий родителей с детьми. Игры в интересной форме помогут развивать фонематический слух, восприятие и предназначены для организации работы с ребёнком дома для детей от 5 до 7 лет.

Именно дидактическая игра может развить познавательную активность ребенка на занятиях по обучению грамоте.

К каждой игре даны советы и пояснения для родителей, что делает их партнерами в совместной деятельности с детьми.

Я считаем, что совместная работа родителя и ребенка:

  • сплачивает и помогает в развитии обоих сторон
  • Ребенок чувствует себя нужным и любимым, когда мама принимает участие в процессе.
  • Занимаясь с ребенком откровенно и без притворства, родители прививают ему чувство доверия к себе
  • С пользой проведенное время (хорошая замена мультикам)
  • Совместная деятельность с ребенком, помогает сдружиться с ним
  • Создание чего-либо помогает ребенку научиться доводить дело до конца.
  • Творческий процесс воспитывает в ребенке чувство собственной значимости.

Для работы с дидактическими играми родителям необходимо придерживаться данного алгоритма:

  1. Рассмотрите вместе с ребенком материал, картинки.
  2. Попросите ответить на предложенные вопросы. Не торопите ребенка. Дайте возможность подумать, сформулировать ответ. Так вы стимулируете интерес ребенка к обучению и укрепляете уверенность в собственных силах.
  3. Если ребенок не может или затрудняется ответить, дайте образец высказывания сами.
  4. Ребёнок, речевые возможности которого позволяют ответить одним словом, выполняет задание в вербальном плане, дети с более серьёзной речевой патологией могут воспользоваться указательным жестом.
  5. Помогите ребёнку рассказать членам вашей семьи о выполненной работе.
  6. Помните, что совместная деятельность с ребёнком — это общение ребенка с вами, в процессе которого формируются взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.

Заключение

Методическая разработка разработана на основе пособия «Учим ребенка говорить и читать» предназначено для подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи, которое я использую на занятиях по подготовке и обучению грамоте. В методической разработке представлены теоретическая и практическая части. В теоретическую часть включены: аннотация к содержанию дидактических игр и рекомендации родителям по выполнению заданий. В практической части – дидактические игры, включающие разные упражнения на развития фонематического восприятия и звукового анализа, для совместной работы взрослых с детьми от пяти до семи лет по закреплению пройденных занятий по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС ДО, адресовано родителям и педагогам ДОО.

Содержание методической разработки «Логопед спешит на помощь» соответствует современным педагогическим требованиям. Такой подбор игр служит для удобства выполнения домашних заданий с детьми.

Педагогические исследования показали, что формирования фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлены тем, что данный навык является основным при обучении детей в начальной школе и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в школьное обучение.

Дидактические игры, направленные на совершенствование фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, опираются на четкие кинестетические ощущения, что способствует осознанному звучанию речи и является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу служит закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

Предлагаемый материал дает возможность повысить интерес детей к изучаемым темам, способствует более легкому и быстрому закреплению знаний.

Практика использования дидактических игр по развитию фонематичекого слуха и восприятия стала эффективным инструментом взаимодействия педагогов с детьми и родителями в дистанционном формате и показала положительный результат:

  • дошкольники получили возможность продолжить в игровой форме обучение в домашних условиях
  • родители стали полноправными участниками образовательного процесса
  • педагоги закрепили партнерские отношения с родителями и со своими воспитанниками

- игры способствуют положительному эмоциональному состоянию детей в результате непосредственно образовательной деятельности, необходимому при обучении грамоте, предупреждает дисграфию и дислексию, значительно повысить эффективность работы учителя – логопеда, а также подготовить детей к успешному обучению в школе.

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что дидактическая игра «Рыбалка», предложенная родителям и педагогам, делают образовательный процесс интересным, познавательным, а главное доступным.

Методическая разработка «Логопед спешит на помощь» теоретически обоснована, интересна по содержанию, красочно оформлена и может быть рекомендована к использованию для педагогов и родителей в совместной деятельности с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год