Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методический практикум для педагогов ДОУ «Профилактика нарушений слоговой структуры слов дошкольников»
Логопедия
Автор: Котелянец Елена Геннадьевна   
03.12.2022 16:26

Методический практикум для педагогов ДОУ «Профилактика нарушений слоговой структуры слов дошкольников»Методический практикум для педагогов ДОУ «Профилактика нарушений слоговой структуры слов дошкольников»

Составитель: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и вязь слогов в слове.

Нарушение слоговой структуры — это нарушение, с которым логопеды сталкиваются все чаще и [аще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим троем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным вменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и суверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и зрослыми

 

Скачать конспект

Следует отметить, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника дольше, чем нарушение произношения звуков.

Работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов это длительный и многоэтапный роцесс. Поэтому очень важно как можно раньше начать формировать предпосылки к развитию логовой структуры слова, тем самым осуществлять профилактика таких нарушений.

Последние исследования показывают, что развитие слоговой структуры слова зависит от •собенностей развития неречевых процессов: пространственной ориентации, ритмической и инамической организации движений. Эти процессы являются базой для усвоения слоговой труктуры слова.

Из этого вытекают следующие задачи подготовительного этапа:

  • Формирование пространственных представлений.
  • Формирование общей координации движений и динамического праксиса (целенаправленное [ействие).
  • Работа над ритмом.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ.

Существует прямая взаимосвязь между пространственными представлениями и слоговой структурой. Пространственные представления — это представления о расположении предметов относительно точки отсчета. Если рассматривать с точки зрения речевой деятельности — то это воспроизведение последовательности элементов слова (звуков, слогов). Соответственно если у ребенка недостаточно развито это умение, то ему будет трудно воспроизводить слоги в определенной последовательности, устанавливать последовательность событий, планировать свою деятельность и обозначать все это в речи. Выделяют несколько видов ориентировки в пространстве.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации

Цель: закреплять знание частей тела, схемы лица, умение обозначать их в речи

Игровое упражнение «Прятки».

Спрячь за спину правую (левую) руку.

Спрячь (закройте ладошкой) правый (левый) глаз.

ухо, колено, щеку, бровь.

Игровое упражнение «Будь внимательным!»

Правую (левую) ладонь положи на левое (правое) плечо.

Левой ладонью дотронься до правого колена.

Правой ладонью погладь левую щеку.

Левой рукой почеши правое ухо...

Массаж пальцев рук со стихотворным сопровождением.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой. колечком су-джок массажируют большой палет/

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

колечком су-джок массажируют

указательный палет/

Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине.

колечком су-джок массажируют средний палец

Этот пальчик безымянный, Избалованный он самый.

А мизинчик хоть и мал, Очень ловок и удал.

колечком су-джок массажируют безымянный палец колечком су-джок массажируют мизинец

Игровое упражнение «Мое лицо»

Красные двери в пещере моей. Белые звери прячутся в ней.

Всю пишу, все мясо — добычу мою Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны Нашей Маше... (Ушки)

У Алешки — копной,

У Маринки — волной. (Волосы)

Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят.

(Глаза)

Вот гора. А у горы Два глубоких хода.

В них все время воздух ходит.

То заходит, то выходит. (Нос)

Два брата в разлуке Скучают друг о друге,

А сойдутся вместе —

Сердятся и хмурятся.

(Брови)

Попросите ребенка нарисовать в середине листа овал. Отгадки ребенок рисует в овале лица или накладывает на схему лица нарисованные части.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно себя (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, глубоко, низко).

Игровое упражнение «Высоко или низко»

Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, высоко, низко, глубоко.

Снег на вершине горы... Высоко! Божья коровка на ромашке... Низко!

Ведро упало в колодец... Глубоко! Самолет летит, якорь стоящего корабля,

комар летит, акула плавает, туча плывет,

камень на дне реки, дым из трубы, парашютист приземляется,

Игровое упражнение «Прятки».

Поставить игрушку сзади ребенка.

Где находится игрушка? (сзади).

Встань так, чтобы игрушка была впереди (слева, справа).

Где игрушка? (впереди)...

Игровое упражнение «Паровозик».

Предложить детям встать друг за другом или использовать игрушки.

Кто стоит впереди? сзади? в начале колонны? в конце?

Катя встань в начало колонны. Где ты стоишь?

Миша встань в конец колоны? Где ты стоишь?... Где стоит Маша? (между Ваней и Сашей) Игровое упражнение «Кто где?»

Жеребенок бежит за лошадью. Кто впереди? (лошадь). Кто сзади? (жеребенок).

Козленок бежит за козой.

Кошка бежит за мышкой.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на плоскости)

Цель: учить ориентироваться на плоскости (на листе бумаги).

Игровое упражнение «Где бабочка?»

Необходимо использовать маленькую игрушку.

Бабочка прилетела в верхний (нижний) левый (правый) угол.

Ребенок должен посадить бабочку в верхний левый угол. Где находится бабочка? (в верхнем левом углу) и т.п.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации Цель: ориентировка человека во времени и пространстве

Что будем закреплять с детьми?

Части суток, дни недели, вчера сегодня завтра, времена года, месяцы.

Умение планировать свои действия (сначала, потом).

Игра «Что сначала, что потом?» (с наглядной опорой)

Что было сначала: появились лужи или пошел дождь?

Что делали сначала: варили варение или собирали ягоды?

Кто родился раньше: ты или мама? Мама или бабушка? и т. п.

Игра «Логические цепочки»

Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры.

Взрослый, пожилой, маленький;

цветы, бутоны, семена;

появились лужи, пошел дождь, потемнело;

нужно подождать пять минут (3), нужно налить в чайник кипяток (2), нужно заварить чай (1).

Беседа по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Что мы делали вчера? Что сегодня? Что будем делать завтра?

Игровое упражнение «Считай слова»

Для игры приготовьте модели-полоски.

Ручей незабудка дом. Сколько слов я назвала? (три). Назови первое слово (второе, третье).

Ребенок кладет столько полосок, сколько слов назовет взрослый, называет все слова по порядку.

Корова, коза; лисенок, береза, василек; диван, чашка.

2. РАБОТА НАД РИТМОМ

Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. С греческого языка «ритм» означает «движение». Вся наша жизнь строится на ритме. Ритмично бьется наше сердце, ритмично сменяется день и ночь. Ритмические способности являются основой слоговой структуры.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений

1) развитие движений органов артикуляции.

Почему начинаем именно с артикуляции? Потому что часто у детей с нарушением слоговой структуры речь нечеткая, смазанная, из-за того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.

Работа в данном случае начинается с простых артикуляционных упражнений, в дальнейшим — с усложнением.

Примерные артикуляционные упражнения:

  • высунуть язык; надуть щеки,
  • два раза пощелкать языком, один раз подуть

2) развитие движений рук.

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речевых способностей всем известна. Стимулируя мелкую моторику, мы посылаем импульсы от нервных окончания пальцев к коре головного мозга, отвечающую за речь (моторные и речевые отделы находятся рядом).

Что можно использовать для развития ритмических движений рук? Все упражнения для развития мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, рисование, штриховка вырезание, нанизывание, лепка пластилином, соленым тестом и др.

Примерные упражнения с целью переключения движений пальцев:

  • большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;
  • класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;
  • показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

3) развитие движений тела.

Для всех детей с нарушениями речи характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание

Для решения этих вопросов в большей степени подходят физкультурные и музыкальные занятия, физминутки и динамические паузы на занятиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год