Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»
Логопедия
Автор: Шишко Алеся Евгеньевна   
01.09.2022 09:36

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

Опыт моей работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки).

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

 

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики (интонационно-выразительная окраска речи), психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи и в режимных моментах.

Проанализировав литературу и собственные наблюдения я пришла к выводу, о необходимости заниматься с детьми начиная со среднего возраста логоритмической деятельностью, поскольку она имеет большое значение при развитии ребенка.

Что же такое логоритмика?

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Свою работу я начала с того, что с детьми средней группы провела мониторинг по методике «Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.).

По результатам я увидела, что уровень речевого развития у детей дошкольного возраста находится на низком уровне сформированности у 18 детей (73 %) и у 7 детей (28%) на стадии формирования.

С целью исследования готовности родителей к сотрудничеству, умения взять на себя ответственность, компетентности в вопросах развития речи было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». По результатам я сделала вывод: родители стремятся к взаимодействию между семьёй и ДОУ, часто ответственность берут на себя, но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад.

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример разнообразные методы и приёмы. Но, несмотря на это, у родителей есть желание узнать новые способы для развития речи.

Вся система моей работы направлена на решение цели – профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Таким образом, в 2017 году я разработала и внедрила в свою работу дополнительную общеразвивающую программу «Веселая логоритмика». На протяжении пяти лет, я реализую эту программу целью, которой является: преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Теперь в моей деятельности Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяет решать разнообразные задачи:

  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • Развивать общую и тонкую моторику, мимику;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • Формировать грамматический строй и связную речь.

У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-тилет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет).

Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор моей работы по программе «Веселая логоритмика».

Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Работая с детьми, у меня есть возможность видеть особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников. Ознакомившись с методической литературой по логоритмике, я начала работу.

В логоритмике я выделяю два основных направления в работе с детьми:

1 направление – предусматривает развитие не речевых процессов:

  • совершенствование общей моторики,
  • координации движений,
  • ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • развитие чувства музыкального темпа и ритма,
  • активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя:

  • развитие дыхания, голоса;
  • выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
  • развитие артикуляции и мимики;
  • координацию речи с движением;
  • воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.

При проведении занятий я использую логоритмические игры и упражнения:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку;
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • подвижные игры, драматизации;
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

Содержание игр и упражнений я напрямую связывала с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе и согласно речевым диагнозам детей. Используя разнообразные игры и упражнения на логопедических занятиях, я постепенно отбирала те, которые давали наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим не до развитием речи (ОНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с заиканием: коммуникативные танцы-игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение; ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежики барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», «Строители», игра на музыкальных и шумовых инструментах и т.д.

Большую помощь в коррекционно-развивающей работе оказали дидактические игры, которые вызывали у детей желание не только участвовать в них, но и решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также явились хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Мной было создано многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель». Играя в нее, дети развивают речь, которая становится более правильной и выразительной. Им нравится вращать карусель и выполнять предложенные задания. Пособие «Карусель» делится на четыре темы, которые должны освоить дошкольники:

  1. Звуковая культура речи;
  2. Грамматические навыки;
  3. Словарный запас;
  4. Связная речь.

Каждое занятие по развитию речи начинаем с артикуляционной гимнастики. Включаем в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольника. Внедряем и отрабатываем на занятиях комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса, темп, ритм, движения и их взаимосвязь, слаженность у дошкольников. Связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. В этом мне помогает логопедический тренажер «Дэльфа-142. 1» (далее: тренажер). С его помощью я не только корректирую речевое дыхание, силу голоса, произношение гласных и согласных звуков, лексико-грамматическую сторону речи, но и вношу игровые моменты в этот процесс с элементами логоритмики. Это позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал совместно с движениями. Для этого использую различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь.

Предложенные мною упражнения были апробированы на занятиях с детьми, имеющими нарушение речи. У них устранялись двигательные «уловки» и тики, снижалась двигательная расторможенность, исчезала неуверенность и скованность в движениях, страх перед речью. Между детьми устанавливался положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения.

Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что проводимая в течение года коррекционная работа, включающая логоритмику в работе с детьми, привела к улучшению качества коммуникации детей формированию навыков совместной деятельности, развитию эмоционально–личностной деятельности.

Использованные упражнения позволили тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения улучшила пластичность движений, предала им мягкость и выразительность. Ребёнок научился различать её динамические оттенки, определять темп, ритм.

Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшились двигательные навыки, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год