Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражнений
Логопедия
Автор: Кашапова Лилия Ясовиевна   
11.05.2022 20:15

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражненийРазвитие фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи через систему дидактических игр и упражнений

учитель-логопед: Кашапова Лилия Ясовиевна МБДОУ ДС №56 «Северяночка» г. Нижневартовск

Своевременное и полноценное формирование речи у детей – это основное условие успешного обучения в школе, поэтому важно устранить все нарушения речи еще в дошкольном возрасте, чтобы они не превратились в стойкий, сложный дефект письма и чтения.

Развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи является одной из важных задач в коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя группы, так как нарушение фонематического восприятия, не только затрудняет возможность детям овладевать в нужной степени звукопроизношением, лексикой, грамматическим строем, но тормозит и развитие связной речи в целом. Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя сформировать навыки звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.

 

Данная система дидактических игр и упражнений построена таким образом, что развитие фонематических процессов начинается уже с младшей группы и ведется до тех пор, пока ребенок не уйдет в школу.

Фонематическое восприятие — это способность адекватно соотносить звуки речи друг с другом и с их эталонами (фонемами).

Это врожденная, природная способность человека. В норме формируется в процессе естественного развития. Начинает функционировать со 2 – го месяца. Развивается, опережая артикуляционные возможности ребенка, что служит основой совершенствования речи в целом.

В современной педагогической литературе существует расхождение в понятиях фонематическое восприятие, фонематический слух.

Фонематический слух подразумевает только ощущения.

Восприятие – это совокупность ощущений: звучание фонемы определяется не одним признаком, а целым набором, куда входят не только слышимые компоненты (голосовые, шумовые), но и зрительный образ, двигательные ощущения, возникающие при звукопроизношении.

Поэтому понятие фонематическое восприятие является точным и научным.

Термин «фонематическое восприятие» впервые в своих работах применил Д. Б. Эльконин (1904 — 1984), советский психолог, который вошел в историю как создатель теории развивающего обучения.

Признаки нарушения фонематического восприятия:

  • нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи
  • нарушение звукопроизношения
  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза
  • нарушение слоговой структуры слова.

В работе по развитию фонематического восприятия можно выделить три этапа. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе педагог развивает у детей способность узнавать и различать неречевые звуки, слуховое внимание и слуховую память через дидактические упражнения.

Сначала детям предлагается послушать звуки окружающего пространства: за окном, из коридора, из помещения соседней группы.

Далее рекомендуются упражнения, которые включают задания на распознание и различение:

  1. звуков музыкальных инструментов (бубен, дудочка…)
  2. различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек…)

Работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения, выбирая контрастные звуки, такие как дудочка – барабан, затем — близкие по звучанию, например, большой и маленький бубен.

Примерный перечень дидактических упражнений на материале неречевых звуков представлен на слайде.

Различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, брать в руки, как в игре «Угадай музыкальный инструмент». На столе находятся несколько звучащих игрушек. Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Далее закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение на примере упражнения «Где звучит колокольчик?», ребенок закрывает глаза и движется на звуковые сигналы.

Второй этап развития фонематического восприятия характеризуется различением речевых звуков.

На протяжении данного этапа дошкольники учатся различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же слова, слоги, звуки, вслед за тем различают слова близкие по звуковому составу. И только в завершении учатся дифференцировать слоги, затем фонемы.

Этим задачам служит целый ряд игр, где дети учатся определять далеко или, близко находится объект, воспроизводить слова, слоги различным по силе голосом (громко, тихо, умеренно), произносить один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски.

Приведу пример, озвучивания детьми героев сказки «Три медведя». Педагог выставляет перед детьми (картинки, игрушки) медведей, затем рассказывает сказку (в сокращенном варианте), произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Дети угадывают медведей.

Более сложный вариант — дети сами говорят за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Для развития способности различать слова, близкие по звуковому составу, как вариант, рассмотрим примеры.

  1. вариант игры «Слушай и выбирай». Педагог выставляет картинки, названия которых звучат очень похоже, и произносит слова, например, ком, дом, сом, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в названном порядке.
  2. вариант. Ребенок повторяет цепочку слов со сходным звучанием за педагогом.

Чтение стихотворений развивает чувство ритма, в игре «Подскажи словечко» развивается и творческое воображение, так как дети, прослушав четверостишие, выбирают из трех слов правильное.

Для дошкольников с нарушениями речи наиболее трудным является — дифференциация слогов. Здесь приемлема игра «Львенок» на слайде она представлена, или «Попугай». Ребенку объясняется игровая ситуация «Попугай любит повторять за человеком, ты будешь говорить за него». Педагог произносит слоги, например: па – ба, на – га, ба – на.

Различение фонем нужно начать с дифференциации гласных звуков, как в дидактической игре «Жираф» на распознавание звука О.

Описание: — Я говорю гласные звуки, а ты, если услышишь звук [О], рисуй пятнышко жирафу. На все другие звуки – ничего не рисуешь.

Вариант распознавания звука А на уровне слова представлен в дидактической игре «Веселый автомобиль».

Описание: — Что везешь, автомашина? — Всё, что есть на звук А. Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва.

Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

Несмотря на то, что выделение звука на фоне слова считается элементарной формой фонематического анализа, необходимо учитывать то, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче всего выделяются из начала слова, с большим трудом дети определяют гласный звук в середине и в конце слова. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Цель последнего этапа – формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

В обучении детей навыкам звукового анализа используется большое разнообразие дидактических игр и упражнений. Занимательная ситуация, созданная педагогом, помогает детям с нарушениями речи комфортно и эффективно развивать фонематические процессы.

В соответствии с первой задачей, дошкольники учатся делить слова на слоги в игре «Акробаты». Описание: уточняется, что делают акробаты? Они исполняют очень сложные гимнастические упражнения: стойки, кувырки. Мы поможем животным построить акробатическую пирамиду, только она будет слоговая. В нижнем ряду нужно расположить картинку с животным, название которого состоит из 5х слогов (каракатица), в верхнем ряду картинку животного название, которого состоит из 1х слога 1 (рысь).

Упражнять детей в определении количество слогов в слове можно в подобной игре «Посади цветок в горшочек».

«Цепочка слов» — эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что выкладывается цепочка из предметных картинок. Они должны быть подобраны так, чтобы последний звук одного слова был первым звуком следующего. Образуется цепочка слов: пират – трактор – рак – карандаш – шашки — индеец.

Описание игры «Разложи одежду в шкафчики». В первом шкафу должны лежать только те предметы одежды, в названии которых звук [Л] находится в начале слова, в среднем — предметы одежды, в названии которых звук [Л] в середине слова. А в третьем шкафу — предметы одежды, в названии которых звук [Л] в конце слова.

В аналогичной игре «Дрессированный тигр» сложная задача обучения сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью, повторы действий способствуют формированию умений и навыков по определению места звука в слове.

Использование в занятии сказочного героя Буратино, который просит подобрать нужный ключ и открыть волшебную дверь, обеспечивает заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала, побуждает желание активно участвовать в процессе освоения грамоты.

Дидактические игры распечатаны на фотобумаге с магнитным слоем, поэтому легко прикрепляются на доску, срок службы картинок достаточный.

Таким образом, развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи происходит поэтапно. Для работы используются дидактические упражнения и игры, на каждом этапе свои, включаются они в часть занятия, в совместную и свободную деятельность.

Источники:

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
  2. Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1998г.
  3. Волгина Н.Ю. Презентация «Подготовка к школе детей: грамота, чтение»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год