Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт внедрения нейропсихологических приёмов в работу учителя-логопеда ДОУ.
Логопедия
Автор: Исаева Серафима Александровна   
08.05.2022 08:46

Опыт внедрения нейропсихологических приёмов в работу учителя-логопеда ДОУ.Опыт внедрения нейропсихологических приёмов в работу учителя-логопеда ДОУ.

Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического и речевого развития ребенка, сохраняя при этом его психическое благополучие и здоровье. И полноценно подготовить детей для дальнейшего обучения в школе, предупредить трудности и ошибки в письменной речи и чтении.

В группу дошкольников, имеющих предпосылки к дисграфии и дислексии, относятся дети с различными речевыми нарушениями. У данных категорий детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, восприятием. Они моторно неловки: не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота, подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контору, выполнить аккуратно штриховку, т. к. здесь необходимо включить зрительный контроль. Затрудняются осознать и выполнить сложную инструкцию. Так как внимание рассеивается, дети улавливают только какую-то часть.

 

Что касается непосредственно речевой деятельности, то здесь мы можем наблюдать такие трудности как:

  • долгая автоматизация поставленных звуков
  • медленная переключаемость артикуляторных поз при потоке речи (приобретается смазанный оттенок)
  • затяжной процесс постановки звуков
  • в вычленении центральной линии рассказа, построении последовательного сюжета, (страдает внутренне программирование) и т.д.

Для плавной, чёткой речи необходима серийная организация движений. Произнесение каждого слова предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ, обеспечивающих координацию движений во времени. Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее — форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным.

Для понимания природы организации различных психических процессов, в том числе и речи, мы обратились к трудам по нейропсихологии — разде-лу психологии, посвященному изучению мозговых механизмов высших психических функций (далее ВПФ).

Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, он ввел понятия: нейропсихологический фактор, синдромный анализ, а также разработал концепцию трех функциональных блоков мозга.

Понятие фактора является одним из важнейших теоретических понятий, лежащих в основе концептуального аппарата детской нейропсихологии. Под фактором А. Р. Лурия понимал «собственную функцию» той или иной мозговой структуры, определенный принцип ее работы. Встречаются разные определения фактора, но для всех них общей является одна из его характеристик — фактор является основой, причиной нарушения определенной системы ВПФ, в структуру которых он входит. Каждая зона мозга, участвующая в обеспечении функциональной системы, ответственна за свой фактор, и его устранение приводит к тому, что нормальное осуществление функции становится невозможным.

Существуют модально-неспецифические факторы:

  • энергетический (нейродинамический) — связан с работой подкорковых образований головного мозга;
  • межполушарного взаимодействия — морфологически привязан к работе мозоли-стого тела и других комиссур мозга;
  • программирования, регуляции и контроля психической деятельности — реализуется работой преимущественно префронтальной зоны лобных долей коры мозга; дисфункция, поражение или незрелость этой зоны мозга у детей могут привести к несформированности или нарушению произвольных форм деятельности, в том числе волевых процессов и внимания, поведения ребенка.

К основным модально-специфическим факторам относят:

  • кинестетический (кинестетические, телесные ощущения) — его нарушение приводит к нарушению или несформированности кинестетической основы речи, предметных действий, когда ребенок испытывает затруднения в ощущениях позы артикуляционного аппарата (губ, языка) или позы пальцев рук (нарушение кинестезий возникает при поражении верхне- и нижнетеменных отделов коры левого полушария мозга);
  • кинетический — обеспечивает сукцессивность, последовательность смены поз артикуляционного аппарата в устной речи, поз руки в двигательном акте (за данный фактор ответственны заднелобные отделы коры);
  • фонематического слуха (т. е. способность различать на слух фонемы языка) — его нарушение ведет к трудностям формирования речи и всех функций, в структуру которых он входит (к нарушению / несформированности фонематического слуха ведет незрелость или поражение задней трети верхней височной извилины);
  • объема слухоречевой памяти — его нарушение лежит в основе задержки формирования и развития импрессивной и экспрессивной речи, ведет к трудностям запоминания, воспроизведения речи;
  • пространственного и квазипространственного восприятия — локализуется в зоне ТРО (височно-теменно-затылочной) — несформированность этого психического процесса ведет к задержке формирования и развития всех других ПФ, в структуру которых входит этот фактор (ориентировка в пространстве, понимание грамматиче-ских конструкций речи, счета, письма, чтения и др.).

В основу построения нейропсихологической коррекции заложено учение о трёх функциональных блоках мозга.

1-й ФБМ — блок регуляции тонуса и бодрствования.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом.

2-й ФБМ — блок приема, переработки и хранения информации.

Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов (от сосания соски, еды ложкой, завязывания шнурков, пользования носовым платком и мытья посуды до игры на фортепиано и живописи), памяти, алгоритмов мышления. Собственно, активно актуализирует, реализует поведение во всех его проявлениях, прежде всего, 2-й ФБМ; 1-й и 3-й обеспечивают главным образом его инициацию, пластичность протекания и регуляцию во всех ее проявлениях. Это пласт психики, позволяющий актуализироваться в любой ситуации без привлечения дополнительных осознаваемых средств.

3-й ФБМ — блок программирования, регуляции и контроля.

Это уровень произвольной саморегуляции, самостоятельного, активного программирования (соответственно — прогнозирования результатов) человеком протекания любого психического процесса и своего поведения в целом (на ближайшие 10 минут или на длительный отрезок времени). Построение им перспективных планов, целей, задач; выбор способов и условий их реализации, упорядочивание и ранжирование этапов; контроль за их протеканием и реализацией, оперативное реагирование, детекция ошибок и своевременная коррекция. Наконец, сопоставление желаемого результата с полученным с вытекающими отсюда последствиями: удовлетворение продуктом и дебют следующей программы; неудовлетворенность и воспроизведение программы со всеми надлежащими мерами «коррекции и реабилитации».

Из вышеизложенного можем сделать вывод, что собственно в организации психического процесса речи в целом – от замысла, порождения до контроля и регулирования за ним – участвуют все три функциональных блока в той или иной мере.

Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на теории трех функциональных блоках мозга).

1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.

Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований.

На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, растяжки, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.

2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства), формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память).

На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психиче-ских процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль.

Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга — от простого к сложному.

Эффективнее применять данные упражнения в комплексе, но можно использовать их в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями.

Исходя из всего вышесказанного, мы сделали вывод, что используемые современ-ные программы коррекционно-развивающего воздействия на детей с различными речевыми нарушениями, будут более продуктивны, если включить применение методов нейропсихологической коррекции.

Это и привело к созданию вариативной части рабочей программы учителя-логопеда по теме «Нейропсихологические приемы в логопедической работе», которая активно внедряется в образовательный процесс уже 2 года.

Коррекционная работа строилась на основе авторской программы, составленной на основе книг: А.В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза», в частности программы М.В. Евлампиевой, М.В. Черенкова, Т.Н. Ланиной.

Адресатом программы явились дети 6-7 лет, зачисленные на логопункт.

Целью программы было поставлено обеспечение полноценного комплексного развития дошкольников через включение в образовательный процесс нейропсихологических приемов.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

  • развитие высших психических функций
  • функциональная активация подкорковых образований мозга
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции
  • стабилизация межполушарного взаимодействия
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности
  • ускорение процесса постановки и автоматизации звуков
  • улучшение самоконтроля за собственной речью

-профилактика дисграфии и дислексии.

В структуре каждого занятия в обязательном порядке присутствуют элементы из разделов:

а) дыхательные упражнения;

б) глазодвигательный репертуар;

в) мелкая моторика;

г) интеллектуальные процессы, обобщающая и смыслообразующая функция речи;

д) артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Прежде, чем внедрять данную программу в логопедическую работу, проводилось обследование детей в начале учебного года по методике Ж.М. Глозман, А.Е. Соболевой, Ю.О. Титовой. Исследовались выборочно следующие сферы: 1) Нейродинамическое и регуляторное развитие; 2) Когнитивное развитие; 3) Двигательное развитие.

Все данные вносились в сводные таблицы. И в конце года, реализуя повторное обследование, мы имели возможность проверить результативность применения нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда, сравнив показатели.

Их подробный анализ показал нам положительную динамику в развитии сфер психической деятельности детей и устранении у большинства воспитанников дефицитарности по каждой психической сфере.

Кроме этого, непосредственно в логопедической работе, наблюдалось:

  • ускорение процессов постановки и автоматизации звуков
  • улучшение самоконтроля за собственной речью и речью окружающих
  • быстрое закрепление зрительных образов букв, их уверенное различение.

Подводя итоги нашего исследования и наблюдений, можем утверждать, что применение методов нейропсихологической коррекции в работе логопеда, благотворно влияет на детей с различными речевыми нарушениями, и занятия становятся более продуктивными.

Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
  2. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович A.B., Назарова Л.С Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М 1998.
  3. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В.. Методы нейропсихологического исследования детей 6-8 лет. Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14 Психология. 1996. № 2.
  4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций / А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной и Ж. М. Глозман. — М.: ООО Федоровец, 2003.
  5. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — М.: Академия, 2003.
  6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М., 1997.
  7. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  8. Воробьева В.А., Иванова H.A., Сафронова Е.В., Семенович A.B., Серова Л.И. Комплексная нейропсихологическая коррекция когнитивных процессов в детском возрасте. М., 2001.
  9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983.
  10. Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций / Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1982.
  11. Глозман Ж. М., Соболева А. Е., Ю.О. Титова. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — М.: Айрис Пресс, 2020.
  12. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Часть 1 и 2 Пер. СМ. Масгутовой. М., 1997.
  13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
  14. Кабанова Т. В., Домнина О. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 — 6 лет. / Под ред. Н. Е. Ильяковой. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  15. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред A.B. Семенович. М-, 1998.
  16. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
  17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973.
  18. Корнев А.Н. Дислекция и дисграфия у детей. СПб.: МиМ, 1995.
  19. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: МиМ, 1997
  20. Крайг Грейс. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008.
  22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003.
  23. Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.
  24. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
  25. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: уч. пособие. – М.: Генезис, 2018.
  26. Семенович А.В. Эти невероятные левши. М.: Генезис, 2004.
  27. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. — М.: МГУ, 1985.
  28. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». — М.: Знание, 1991.
  29. Сиротюк АЛ. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  30. Сиротюк, А.Л. Упражнения для психического развития дошкольников: практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – М.: Директ-Медиа, 2014.
  31. Спрингер С. Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.
  32. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Юристъ, 1997.
  33. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.
  34. Хомская Е.Ж. Нейропсихология. Спб.: Питер, 2005.
  35. Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год