Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Логопедия
Автор: Иванова Юлия Николаевна   
21.04.2022 16:32

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОСРАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевое развитие, как одна из образовательных областей дошкольного образования, включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной в современной педагогики. Большое количество детей дошкольного возраста имеют общее недоразвитие речи. Нарушение развития лексического и грамматического строя речи у детей свидетельствует не только о наличии количественного и качественного отставания словарного запаса от нормы, но в первую очередь о невозможности ребенка полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Для овладения ребенком подлинным словом необходимо, чтобы оно не просто было выучено им, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям, включалось в его жизнь и деятельность.

 

Скачать конспект

Новизна данного исследования в том, что коррекционная работа в дошкольном учреждении требует индивидуального подхода к каждому ребенку с речевым нарушением. Важно учитывать все особенности поведения и характера ребенка, его психологическое здоровье. Личностно-ориентированный подход позволяет нам разработать именно ту программу развития, которая будет подходить данному ребенку, с учетом все его особенностей. Обследование и выявление особенностей ребенка позволяет выявить наиболее сильные черты характера, которые помогут ребенку справиться с его «пробелами» в развитие.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, занижены уровни развития высших психических функций. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Зачем же применять личностно-ориентированный подход в обучении. Какие идеи заложены в этом понятии?

  • Идея личностного подхода ( «всяк цветок со своим запахом»).

Главная ценность — сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара — вот ценности личностно- ориентированного образовательного процесса.

  • Идея деятельностного подхода ( «Дорогу осилит идущий») Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности.
  • Идея рефлексии ( «Остановиться, оглянуться»). Анализ, осознание осуществлённой деятельности и самого себя в этой деятельности — один из основных механизмов развития человека.
  • Идея проблемности ( «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»).

Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.

  • Идея сотрудничества, гуманного отношения к человеку ( «Сердце отдаю детям»). Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения, простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.
  • Идея системного подхода ( «Видеть за деревьями лес»)

Цельное, системное представление о личности и её развитии. Органичное сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.

Восприятие информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно-эмоциональному). Сенсорные каналы восприятия носят название модальность. Каждый человек, обладает всеми тремя типами модальности, но предпочитает, как правило, пользоваться только одним или двумя из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Визуальная система – восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система – восприятие через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система – восприятие через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

Гипотеза: если знать преобладающий тип модальности дошкольника, то педагогу будет наиболее легко подобрать необходимую форму практического занятия с детьми для закрепления полученных знаний в ДОУ. Учет такой индивидуальной особенности детей, поможет не только разнообразить учебную деятельность и поможет успешно усвоить образовательную программу.

Исходя из целевых ориентиров ФГОС, была разработана стратегия коррекционной направленности развития лексико-грамматических категорий у детей.

I. Формирование в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета, родовых понятий.

В данном разделе представлена таблица (часть годового планирования), с планом проведения игр и упражнений для формирования в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета.

Сентябрь

4-я неделя: «Осень: название деревьев»

 

Лексика

Обобщающие и       родовые   понятия

Выделение частей целого

Формирование семантического поля

 

Листопад, дождь, туча, лужа, ветер, туман, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, небо, солнце, зонт;

Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.

Береза, ель, дуб, клён, рябина, елка, тополь.

Осень, птицы, животные, деревья, лес, природа.

Ветки, листья, ствол, лучи, хвоя, иголки, кора, верхушка, шишка.

Глаголы: распускаться, расти, лететь, кружиться, опадать, сохнуть, желтеть, хмуриться, моросить.

Прилагательные: хмурый, дождливый, солнечный, разноцветные, хвойные, лиственные.

 

Примерные темы занятий:«Листопад», «Признаки осени», «Лес осенью», «Как растут деревья», «Внешние признаки деревьев», «Отличительные признаки деревьев».

Дидактические игры: «Гуляем в лесу», «Чудесный мешочек», «Отгадай, о каком дереве рассказываю».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   деревьев, их цвета (активно и пассивно); сформировать обобщение: береза - дерево; научиться определять деревья: хвойные и лиственные; развить умение выделять и называть части дерева; активизировать в словаре детей основные предметы осени, название осенних месяцев; развить умение различать время года по его основным признакам.

 

Октябрь

1-я неделя: «Огород. Овощи»

 

Капуста, свекла, лук, огурец, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, помидор, редиска, тыква, баклажан;

Огород, урожай, почва, грядки, теплица, семена.

Овощи, еда.

Корень, ботва, листья, отростки, кожура, семечка.

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, выкапывать, срезать, кушать, варить, резать.

Прилагательные: вкусный, горький, красный, зеленый, синий, желтый, сладкий, кислый, круглый, овальный, сочный.

 

Примерные темы занятий: «Знакомство с овощами»,«В огороде», «Признаки овощей», «Собираем урожай».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Соберем овощи в корзину», «Варим суп», «Овощной магазин».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   овощей, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: морковь – овощ – еда; научиться отбирать овощи в определенном порядке.

 

2-я неделя: «Сад. Фрукты»

 

Апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, банан, виноград;

Урожай, сад, кустарник, почва, гроздь, плод; Компот, варенье, сок.

Фрукты, еда, деревья.

Семечка, косточка, кожура, шкурка, листья, ветка

Глаголы: резать,расти, высаживать, цвести, чистить,   собирать, варить, кушать.

Прилагательные: вкусный, кислый, сладкий, красный, сочный, зеленый, синий, желтый, оранжевый.

 

Примерные темы занятий: «Признаки фруктов», «Магазин «Фрукты», «В саду».

Дидактические игры: «Сварим варенье», «О каком фрукте говорю», «Приготовление сока», «Соберем корзину фруктов».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   фруктов, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: яблоко – фрукт – еда; научиться отбирать фрукты в определенном порядке.

 

Также представлена таблица (часть коррекционного планирования), где подобраны упражнения для детей, с учетом индивидуальных и физиологических особенностей.

          Месяц

Лексическая

тема

Игры для развития межполушар-ного взаимодействия

Лексического строй речи

Игры для разных типов модальности у детей

Сентябрь

Овощи. Фрукты

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных.

Визуал: «Сосчитай фрукты, овощи?»

Кинестетик: «Узнай на ощупь фрукт, овощ»;

Аудиал: «Фруктовый сок».

Грибы. Ягоды

Выкладывание из счетных палочек по образцу фигуры: «Гриб».

Цель: Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Визуал: «Какая ягодка спряталась?»

Кинестетик: «Разложи грибы и ягоды по разным корзинам»;

Аудиал: Релаксация «Звуки леса».

Октябрь

Осень золотая

Игра «Фонарики»

Цель: Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Визуал: «Составь рассказ по картинке»

Кинестетик: «Собери разрезные картинки. Что изображено»;

Аудиал: «Назови ласково».

Обувь и одежда

Выкладывание из счетных палочек по образцу фигур: «Сапоги», «Штаны», «Платье» и т.д.

Цель: Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов.

Визуал: «Что забыли надеть?»

Кинестетик: «Какую одежду мы носим осенью. Одень куклу»;

Аудиал: «Какой? Какая? Какие?».

II. Формирование антонимов в лексике ребенка.

В процессе работы над антонимами развивается смысловая сторона речи. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложении и связанных высказываниях:

1)Подбор антонима к заданному слову: трудность - ..., смелость - …;

2)Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;

3)Договаривание предложения с антонимами: Летом жара, а зимой … (холод, мороз); Все люди радовались весне, а Снегурочка чувствовала … (грусть, печаль).

4)Составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (День – ночь);

5)Противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на на­глядный материал.

В процессе выполнения заданий по подбору слов-антони­мов используются приемы работы с изолированными слова­ми («Скажи наоборот»), со словами в предложениях («Дос­кажи словечко», «Составь предложение»), словами в связных высказываниях.

В блоке эмоциональной лексики антонимическую пару составили слова радость — грусть.

III. Развитие стилистического чутья и формирование синонимов в лексике ребенка.

Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «Малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он путь подбирает три (пять) синонимов: носиться, мчаться, пробегать ... ребенок подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что – нет и почему именно».

Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:

  1. Подбор синонимов к изолированному слову;
  2. Объяснение выбора слов в синонимичном ряду;
  3. Замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;
  4. Составление предложений с предложенными синонимами;
  5. Составление рассказов с предложенными синонимами.

IV. Развитие понимания многозначных существительных в русском языке, накопление этих слов в словаре ребенка (формирование паронимов).

Работа по развитию многозначных слов это продолжение работы по формированию смысловой стороны речи наряду с антонимами и синонимами. Здесь можно рекомендовать следующее:

  1. Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его видит, всяк ему клонится»;
  2. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая;
  3. Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (перец), острая – тупая (иголка) и др.
  4. Составление предложений с многозначными словами;
  5. Рисование на тему многозначного слова;
  6. Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
  7. Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

V.Формирование эмоциональной лексики и абстрактных понятий.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова.

Обучение в этом разделе формирования существительных организовано таким образом, чтобы мотивировать употребление данной лексики в словосочетаниях, предложениях. Основной задачей является расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица.

      Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший с силу 1 января 2014 г.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М. : Просвещение, 1969.
  3. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире : дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И. В. Переверзева. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире: дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  5. Гут Ю.Н. Психолго-педагогическое сопровождение детей с различиями в межполушарной асимметрии // Справочник педагога-психолога. Детский сад.- № 12.- 2012
  6. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И. Ю. Кондратенко – СПб. : КАРО, 2006.
  7. Коноваленко В. В. Многозначность существительных в русском языке / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко С. В. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
  8. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2001.
  9. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  10. Лопатина. Л. В. Логопедическая рабо­та в группах   дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1994.
  11. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  13. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Ле­виной. – М., 1967.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год