Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Логопедия
Автор: Иванова Юлия Николаевна   
21.04.2022 16:32

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОСРАЗВИТИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевое развитие, как одна из образовательных областей дошкольного образования, включает в себя «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Проблема развития речи детей дошкольного возраста становится все более актуальной в современной педагогики. Большое количество детей дошкольного возраста имеют общее недоразвитие речи. Нарушение развития лексического и грамматического строя речи у детей свидетельствует не только о наличии количественного и качественного отставания словарного запаса от нормы, но в первую очередь о невозможности ребенка полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Для овладения ребенком подлинным словом необходимо, чтобы оно не просто было выучено им, а в процессе употребления, удовлетворяя реальным потребностям, включалось в его жизнь и деятельность.

 

Скачать конспект

Новизна данного исследования в том, что коррекционная работа в дошкольном учреждении требует индивидуального подхода к каждому ребенку с речевым нарушением. Важно учитывать все особенности поведения и характера ребенка, его психологическое здоровье. Личностно-ориентированный подход позволяет нам разработать именно ту программу развития, которая будет подходить данному ребенку, с учетом все его особенностей. Обследование и выявление особенностей ребенка позволяет выявить наиболее сильные черты характера, которые помогут ребенку справиться с его «пробелами» в развитие.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, занижены уровни развития высших психических функций. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Зачем же применять личностно-ориентированный подход в обучении. Какие идеи заложены в этом понятии?

  • Идея личностного подхода ( «всяк цветок со своим запахом»).

Главная ценность — сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить. Развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости учащегося, раскрытие его природного дара — вот ценности личностно- ориентированного образовательного процесса.

  • Идея деятельностного подхода ( «Дорогу осилит идущий») Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности.
  • Идея рефлексии ( «Остановиться, оглянуться»). Анализ, осознание осуществлённой деятельности и самого себя в этой деятельности — один из основных механизмов развития человека.
  • Идея проблемности ( «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши»).

Учебная проблема должна быть оптимальной трудности: слишком трудное и чрезмерно лёгкое задание не вызывает проблемной ситуации.

  • Идея сотрудничества, гуманного отношения к человеку ( «Сердце отдаю детям»). Принятие ребёнка таким, какой он есть. Создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка, удовлетворение и радость об общения, простота общения, но без фамильярности, искренность, доверие без попустительства, советы без навязчивости, ирония и юмор без насмешливости, деловой тон без раздражительности, сухости, холодности.
  • Идея системного подхода ( «Видеть за деревьями лес»)

Цельное, системное представление о личности и её развитии. Органичное сочетание методов обучения, не зацикленное на ту или иную концепцию. Ясность и чёткость понятий, определённость и конкретность мышления, осознание связи между предметами и явлениями, количество и качество процесса и продуктов труда.

Восприятие информации от партнера всегда происходит по трем сенсорным каналам: визуальному (зрительному), аудиальному (слуховому) и кинестетическому (телесно-эмоциональному). Сенсорные каналы восприятия носят название модальность. Каждый человек, обладает всеми тремя типами модальности, но предпочитает, как правило, пользоваться только одним или двумя из трех. Эти предпочитаемые каналы являются ведущими и информация, поступающая через них, обычно расценивается человеком как наиболее достоверная.

Визуальная система – восприятие через зрительные образы: форму, цвет, размеры предметов, движения тела, мимику и имидж партнера.

Аудиальная система – восприятие через слуховые образы: речь (с ее оттенками, интонациями и пр.), музыку, звуки природы.

Кинестетическая система – восприятие через ощущения тела: тактильные (прикосновение) температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые.

Гипотеза: если знать преобладающий тип модальности дошкольника, то педагогу будет наиболее легко подобрать необходимую форму практического занятия с детьми для закрепления полученных знаний в ДОУ. Учет такой индивидуальной особенности детей, поможет не только разнообразить учебную деятельность и поможет успешно усвоить образовательную программу.

Исходя из целевых ориентиров ФГОС, была разработана стратегия коррекционной направленности развития лексико-грамматических категорий у детей.

I. Формирование в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета, родовых понятий.

В данном разделе представлена таблица (часть годового планирования), с планом проведения игр и упражнений для формирования в словаре ребенка существительных, обобщающих слов, названий частей предмета.

Сентябрь

4-я неделя: «Осень: название деревьев»

 

Лексика

Обобщающие и       родовые   понятия

Выделение частей целого

Формирование семантического поля

 

Листопад, дождь, туча, лужа, ветер, туман, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, небо, солнце, зонт;

Сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц.

Береза, ель, дуб, клён, рябина, елка, тополь.

Осень, птицы, животные, деревья, лес, природа.

Ветки, листья, ствол, лучи, хвоя, иголки, кора, верхушка, шишка.

Глаголы: распускаться, расти, лететь, кружиться, опадать, сохнуть, желтеть, хмуриться, моросить.

Прилагательные: хмурый, дождливый, солнечный, разноцветные, хвойные, лиственные.

 

Примерные темы занятий:«Листопад», «Признаки осени», «Лес осенью», «Как растут деревья», «Внешние признаки деревьев», «Отличительные признаки деревьев».

Дидактические игры: «Гуляем в лесу», «Чудесный мешочек», «Отгадай, о каком дереве рассказываю».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   деревьев, их цвета (активно и пассивно); сформировать обобщение: береза - дерево; научиться определять деревья: хвойные и лиственные; развить умение выделять и называть части дерева; активизировать в словаре детей основные предметы осени, название осенних месяцев; развить умение различать время года по его основным признакам.

 

Октябрь

1-я неделя: «Огород. Овощи»

 

Капуста, свекла, лук, огурец, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, помидор, редиска, тыква, баклажан;

Огород, урожай, почва, грядки, теплица, семена.

Овощи, еда.

Корень, ботва, листья, отростки, кожура, семечка.

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, выкапывать, срезать, кушать, варить, резать.

Прилагательные: вкусный, горький, красный, зеленый, синий, желтый, сладкий, кислый, круглый, овальный, сочный.

 

Примерные темы занятий: «Знакомство с овощами»,«В огороде», «Признаки овощей», «Собираем урожай».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Соберем овощи в корзину», «Варим суп», «Овощной магазин».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   овощей, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: морковь – овощ – еда; научиться отбирать овощи в определенном порядке.

 

2-я неделя: «Сад. Фрукты»

 

Апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, банан, виноград;

Урожай, сад, кустарник, почва, гроздь, плод; Компот, варенье, сок.

Фрукты, еда, деревья.

Семечка, косточка, кожура, шкурка, листья, ветка

Глаголы: резать,расти, высаживать, цвести, чистить,   собирать, варить, кушать.

Прилагательные: вкусный, кислый, сладкий, красный, сочный, зеленый, синий, желтый, оранжевый.

 

Примерные темы занятий: «Признаки фруктов», «Магазин «Фрукты», «В саду».

Дидактические игры: «Сварим варенье», «О каком фрукте говорю», «Приготовление сока», «Соберем корзину фруктов».

Цели: ввести в словарь ребенка и закрепить название   фруктов, их цвета, вкуса (активно и пассивно) и их частей; сформировать обобщение: яблоко – фрукт – еда; научиться отбирать фрукты в определенном порядке.

 

Также представлена таблица (часть коррекционного планирования), где подобраны упражнения для детей, с учетом индивидуальных и физиологических особенностей.

          Месяц

Лексическая

тема

Игры для развития межполушар-ного взаимодействия

Лексического строй речи

Игры для разных типов модальности у детей

Сентябрь

Овощи. Фрукты

Игра «Кулак – ребро – ладонь»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных.

Визуал: «Сосчитай фрукты, овощи?»

Кинестетик: «Узнай на ощупь фрукт, овощ»;

Аудиал: «Фруктовый сок».

Грибы. Ягоды

Выкладывание из счетных палочек по образцу фигуры: «Гриб».

Цель: Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Визуал: «Какая ягодка спряталась?»

Кинестетик: «Разложи грибы и ягоды по разным корзинам»;

Аудиал: Релаксация «Звуки леса».

Октябрь

Осень золотая

Игра «Фонарики»

Цель: Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Визуал: «Составь рассказ по картинке»

Кинестетик: «Собери разрезные картинки. Что изображено»;

Аудиал: «Назови ласково».

Обувь и одежда

Выкладывание из счетных палочек по образцу фигур: «Сапоги», «Штаны», «Платье» и т.д.

Цель: Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов.

Визуал: «Что забыли надеть?»

Кинестетик: «Какую одежду мы носим осенью. Одень куклу»;

Аудиал: «Какой? Какая? Какие?».

II. Формирование антонимов в лексике ребенка.

В процессе работы над антонимами развивается смысловая сторона речи. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложении и связанных высказываниях:

1)Подбор антонима к заданному слову: трудность - ..., смелость - …;

2)Отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;

3)Договаривание предложения с антонимами: Летом жара, а зимой … (холод, мороз); Все люди радовались весне, а Снегурочка чувствовала … (грусть, печаль).

4)Составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов (День – ночь);

5)Противопоставлении объектов по дифференциальному признаку с опорой на на­глядный материал.

В процессе выполнения заданий по подбору слов-антони­мов используются приемы работы с изолированными слова­ми («Скажи наоборот»), со словами в предложениях («Дос­кажи словечко», «Составь предложение»), словами в связных высказываниях.

В блоке эмоциональной лексики антонимическую пару составили слова радость — грусть.

III. Развитие стилистического чутья и формирование синонимов в лексике ребенка.

Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский советовал родителям и педагогам с «Малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он путь подбирает три (пять) синонимов: носиться, мчаться, пробегать ... ребенок подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что – нет и почему именно».

Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:

  1. Подбор синонимов к изолированному слову;
  2. Объяснение выбора слов в синонимичном ряду;
  3. Замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений;
  4. Составление предложений с предложенными синонимами;
  5. Составление рассказов с предложенными синонимами.

IV. Развитие понимания многозначных существительных в русском языке, накопление этих слов в словаре ребенка (формирование паронимов).

Работа по развитию многозначных слов это продолжение работы по формированию смысловой стороны речи наряду с антонимами и синонимами. Здесь можно рекомендовать следующее:

  1. Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Топай, топай ножками, новыми сапожками…»; «Стоит Антошка на одной ножке, кто его видит, всяк ему клонится»;
  2. Подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая;
  3. Подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (перец), острая – тупая (иголка) и др.
  4. Составление предложений с многозначными словами;
  5. Рисование на тему многозначного слова;
  6. Нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках и литературных произведениях – сказках, стихах, рассказах;
  7. Придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

V.Формирование эмоциональной лексики и абстрактных понятий.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроение, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова.

Обучение в этом разделе формирования существительных организовано таким образом, чтобы мотивировать употребление данной лексики в словосочетаниях, предложениях. Основной задачей является расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самого говорящего или другого лица.

      Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший с силу 1 января 2014 г.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М. : Просвещение, 1969.
  3. Громова О. Е. Стихи и рассказы о животном мире : дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И. В. Переверзева. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
  4. Громова О. Е. Стихи и рассказы о растительном мире: дидактический материал по развитию речи дошкольников / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
  5. Гут Ю.Н. Психолго-педагогическое сопровождение детей с различиями в межполушарной асимметрии // Справочник педагога-психолога. Детский сад.- № 12.- 2012
  6. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / И. Ю. Кондратенко – СПб. : КАРО, 2006.
  7. Коноваленко В. В. Многозначность существительных в русском языке / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко С. В. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
  8. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 2001.
  9. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ “Сфера”, 2003.
  10. Лопатина. Л. В. Логопедическая рабо­та в группах   дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 1994.
  11. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразви­тием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  12. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  13. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Ле­виной. – М., 1967.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год