Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Логоритмика как одна из форм кинезиотерапии».
Логопедия
Автор: Соловьева Гульшат Фанузовна, Хузина Гузель Равилевна   
05.02.2022 08:25

«Логоритмика как одна из форм кинезиотерапии».«Логоритмика как одна из форм кинезиотерапии».

Соловьева Гульшат Фанузовна, Хузина Гузель Равилевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №74 «Айсылу»

В двадцатом веке в Европе появилась система музыкально – ритмического воспитания, основоположником которой стал Эмиль Жак Далькроз. Она была предназначена для развития ритмической способности музыкантов, артистов. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика, созданная в 30-е годы прошлого века профессором психотерапии В.А. Гиляровским и логопедом В.А. Власовой для коррекции заикания. Гиляровский писал: «Музыка и присущий ей ритм в специальных занятиях объединяет отдельных логопатов в единый коллектив, в котором каждый инстинктивно стремится не отстать от других, получая отовсюду стимулирующие индукции…» Болгарские ученые Л.Бонев, П.Слынчев предложили термин «кинезитерапия» — как определение применения различных форм движения с лечебной целью.

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т.д. сводит на нет все прилагаемые усилия по реализации поставленных задач. В чём же дело? Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу? Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл к методу «кинезиология».

Кинезитерапия основана на связи музыки и движения, и используется в коррекционной работе для тренировки не только мышечной, но и сердечно сосудистой и нервной систем. Кинезитерапия может проводиться в форме тематических занятий, или в занятие могут включаться различные упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение, обеспечивающее релаксацию, коррекцию моторной сферы.

Метод кинезиологии позволяет скоординировать у детей деятельность основных центров мозга. Ведь обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Таким образом, основные цели метода кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Как известно, музыкальность состоит из семи показателей. Наиболее эффективное воздействие метод кинезиологии оказывает на такие из них как: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление, и, конечно, способствует развитию специальной музыкальной способности — координации движений.

Частью кинезитерапии выделяют лечебную ритмику. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно – коррекционных целях.

Составным звеном ее является логопедическая ритмика. Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезитерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

По мнению Г.А. Волковой, логоритмика, как часть коррекционной терапии может быть включена в любую реабилитационную методику лечения и обучения детей с различными аномалиями развития. Эффективность логопедической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью и интенсивностью развития его речи. Таким образом, логоритмика – это одно из звеньев коррекционной педагогики, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса
  • Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений
  • Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями
  • Формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно- двигательной координации.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

  • Занятия по логоритмике обычно проводит логопед совместно с музыкальным руководителем не менее 1 раза в неделю
  • Занятия целесообразно проводить фронтально, продолжительностью от 20 до 35 минут в зависимости от возраста детей
  • Занятия логоритмики составляют с опорой на лексические темы
  • Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков
  • Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность
  • Конечно, полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог –дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование, но элементы логоритмики можно включать всем педагогом во время утренней зарядки в виде дыхательно –голосовой зарядки с движениями, в виде упражнений на релаксацию, в различные занятия в виде физминутки, или на прогулке. На музыкальных занятиях постоянно используется логоритмика.

Основные элементы, которые можно использовать в логоритмике, наверняка знакомы всем педагогам, занимающимся с детьми, имеющими проблемы с речевым развитием.

К основным элементам относятся:

  • Игры и упражнения, формирующие слуховое внимание, чувство ритма со звучащими игрушками (например, отгадай, что звучит за ширмой или повтори ритм)
  • Игры и упражнения на развитие дыхания, голоса, правильной артикуляции (сдуй «снежинку» с ладошки, поезд приближается и удаляется)
  • Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук (происходит развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти) Много пальчиковых и жестовых игр в аудиопособии «Музыка с мамой» Железновых
  • Музыкальные и музыкально – ритмические игры, пение (например «Котята», «У жирафов», «Червячки» и др.)
  • Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, речевые упражнения без музыкального сопровождения, координирующие речь и движения ( «Снежок», «Ветер»)
  • Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы ( «Соседи», «Сороконожка»)
  • Упражнения для развития творческой инициативы, самостоятельной музыкальной деятельности (например, озвучивание сказки с помощью музыкальных инструментов и звучащих игрушек).

На логоритмических занятиях важен контроль за точностью исполнения движений, амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с динамикой звучания музыки.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человек и расширить границы возможности деятельности его мозга. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно – моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Литература:

  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов М., 2007
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1990
  3. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика М., 2007
  4. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.2004

Практическая часть

Комплекс кинезиологических упражнений

Психомышечное расслабление:

«Цветные краски»

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: желтое солнце, синий мячик, красный помидор, зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.

«Мишка»

Мишка ложкой кушал мед.

Набрал он меда полный рот,

На пенечке он сидит

И тихонько говорит:

«Я мишутка косолапый,

Не хочу сосать я лапу,

В гости лучше я пойду,

Друга я себе найду».

Это будет ………

Катя, глазки закрывай:

Кто перед тобой — узнай.

(Задания подбираются в зависимости от цели и темы занятия)

«Ковер-самолет»

Исходное положение: лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза) … Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Упражнение для развития памяти:

Открывайся, третий глаз,

Научи скорее нас — массажируем точку на переносице

Лучше станет наша память.

Вы проверьте это сами — массажируем точки на висках

Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.

Пальчиковая гимнастика:

«Пальчики»

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят — — пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит. — трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем. — «моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем, — поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем. — гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки, — скрестить пальцы, ладони прижать

Поиграют пусть немножко. — пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать. — каждый палец зажимаем в кулачке.

«Цепочка»

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики.

Речевое сопровождение:

Хоть и вредный мухомор,

Я его не трону.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

«Крючки»

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Речевое сопровождение:

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

«Лягушка»

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

«Бабочка»

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Речевое сопровождение:

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Кинезиологические сказки для детей:

«В лесу»

(способ организации – сидя за столом)

Однажды маленький ежонок потерялся в лесу (Упражнение «ёжик»: поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой). Он очень испугался и стал плакать. Тут к нему подбежал зайчонок (Упражнение «заяц»: Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем). Он спросил у ежика: «Почему ты плачешь?». Ежик рассказал зайчику, что пошел гулять по лесу (Упражнение «кулак-ладонь»: Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), и заблудился. А теперь не знает, как найти дорогу домой (Упражнение «дом»: Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Зайчик решил помочь ежонку. Они вместе пошли искать его дом (Упражнение «кулак-ладонь»: Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). В этом лесу росли большие деревья (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны). Долго они шли (Упражнение «кулак-ладонь»: Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук), но дом ежика не могли найти (Упражнение «дом»: Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Вдруг им навстречу выбежала собачка (Упражнение «собака»: Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными). Зайчик (Упражнение «заяц»: Указательный и средний палец вытянуты вверх, мизинец и безымянный палец прижаты к ладони большим пальцем), спросил у собачки, не знает ли она, где дом ёжика? Собачка (Упражнение «собака»: Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Указательный палец согнуть, остальные пальцы сомкнуть и оставить выпрямленными) сказала, что знает, где его дом (Упражнение «дом»: Пальцы обеих рук соединить под углом, касаясь друг друга кончиками, большие пальцы отвести в сторону и тоже соединить). Собачка вместе с зайчиком проводили ежонка до дома (Упражнение «кулак-ладонь»: Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Ежонок очень обрадовался и угостил зайчика и собачку вкусными оладушками (Упражнение «оладушки»: Одна рука лежит на столе ладонью вниз, другая ладонью вверх. Происходить смена положения рук.)

«Два котенка»

(способ организации – сидя за столом)

Жил-был на свете котёнок, он был белый и пушистый и звали его Снежок (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду (упражнение «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»). В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает чёрный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами). Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Кошка» в быстром темпе).

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом наперегонки (выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упражнение «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Колечко»). И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Кошка»). И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»). По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций). Вот они и дошли до дома (упражнение «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются). Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

«Яблонька»

(способ организации – стоя)

Однажды одно маленькое семечко от яблоньки попало в землю (Сидя на корточках, спрятать голову в колени, обхватить их руками.) Семечко поливал дождик, пригревало солнышко, и оно стало расти и превращаться в маленькую яблоньку (Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь). К яблоньке часто прилетал её дружок – ветерок и играл с ней (Руки вверх, развести пальцы в стороны, покачаться из стороны – в сторону). Стала яблонька большой и выросли на ней вкусные яблочки. Пришли к яблоньке дети (“Перекрестное марширование”: шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге).

И стали рвать сочные и румяные яблочки (Посмотреть вверх, потянитесь правой рукой как можно выше, подняться на цыпочки и сделайте резкий вдох, «срывать» яблоко. Нагнуться и «положить яблоко» в небольшую «корзину», стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. То же самое двумя руками). Дети сказали яблоньке спасибо (Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, наклонить голову вперед и медленно раскачивать ей из стороны в сторону). И пошли домой (“Перекрестное марширование”: шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений).

Тонус и релаксация:

Для того чтобы дети настроились на работу и потом после нее отдохнули и эмоционально, и физически, существуют специальные упражнения.

«Яблоки в саду»

Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе.

«Кулачки»

Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз).

«Лед и огонь»

Ведущий командует: "Огонь!", дети активно выполняют различные движения. Во время команды "Лед!", ребенок замирает, сильно напрягая все свои мышцы. Повторить до 8 раз.

«Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Речевое сопровождение:

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

«Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

«Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Глаз – путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам в группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год