Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ООД по формированию фонетической стороны речи, образовательная область «Коммуникация» Тема: «Звуки А,У»
Логопедия
Автор: Минигулова Наталья Васильевна   
02.01.2022 10:52

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ООД по формированию фонетической стороны речи, образовательная область «Коммуникация» Тема: «Звуки А,У»КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ ООД по формированию фонетической стороны речи, образовательная область «Коммуникация» Тема: «Звуки А,У»

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Возрастная группа: подготовительная к школе

Выполнил учитель – логопед Минигулова Наталья Васильевна г.Туймазы 2021г

ЦЕЛЬ: Дифференцировать звуки[ А], [У ]в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные:

  1. Учить дифференциации звуков [У ][А ]в слогах, словах и предложениях с опорой на различные виды контроля.
  2. Формировать навыки словоизменения.
  3. Закрепить знания о механизме образования звуков [А], [У].
  4. Закрепить правильное произношение звуков [А], [У] в слогах, словах и предложениях.
  5. Закрепить умение определять наличие и место звука [А], [У]в слове.
  6. Закрепить умение слогового анализа и синтеза слов.
  7. Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
  8. Уточнить и расширить лексический запас по теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать подвижность речевого аппарата.
  2. Развивать речевое дыхание.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать мимику и просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонацию).
  6. Развивать зрительную и слуховую память.
  7. Развивать пространственное восприятие.
  8. Развивать мышление, восприятие, воображение.
  9. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Формировать мотивацию деятельности.
  2. Формировать навыки целенаправленной деятельности через эмоциональное восприятие сказки.
  3. Воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость.
  4. Воспитывать усидчивость.
  5. Воспитывать самоконтроль за речью.
  6. Воспитывать внимание, память.

Средства реализации: индивидуальные зеркала, индивидуальные наборы для звуко — слогового анализа и синтеза: символы звуков [А], [У], карточки обозачающие начало, середину и конец слова, предметные картинки, которые содержат звуки [А], [У], картинный наглядный материал: карта, звуковички, тучка, капельки, цветок, дядюшка Ау, принцесса Звуколина.

1. Организационный момент.

Ребята к нам пришли гости!

Что мы сделаем?

Поздороваемся.

А теперь поздороваемся друг с другом осенними словами, передавая по кругу осенний кленовый листочек.

Сегодня почтальон в мой кабинет принёс письмо.

Хотите узнать его содержание?

Слушайте внимательно.

«Приглашаю вас посетить моё королевство Гласных звуков. Добраться до него вам помогут мои подданные — звуковички.

Принцесса Звуколина.»

Ребята, вы хотите попасть в королевство гласных звуков?

Да.

Тогда в путь.

2. Сообщение темы занятия

А где же звуковички? Видимо, они решили поиграть с нами в прятки. Поищем их?

Дети ищут и находят их.

- Где прятался этот звуковичок? (ПОД столом)

- А где прятался другой? (В корзине)

- Посмотрите внимательно на них и догадайтесь, как их зовут?

Звуковичок[А] и звуковичок[У].

Как вы догадались?

У звуковичка [А]-форма губ в виде большого круга.

У звуковичка [У]-форма губ в виде маленького круга.

Одежда красного цвета.

Совершенно верно, сегодня мы с вами будем слушать, слышать и правильно произносить звуки [А], [У].

Повторите хором за мной: «АУ»! Что вы произнесли сейчас.

Мы произносили звуки.

Почему это звуки, а не буквы?

Потому что звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем, читаем.

3. Характеристика звуков по акустическим и артикуляционным признакам.

Обозначение цветовыми символами

Скажите, пожалуйста, звуки [А], [У]-гласные или согласные?

Почему?

Потому что, когда их произносим воздух изо рта выходит свободно, ему ничто не мешает ни губы, ни зубы, ни язык, горлышко дрожит.

Расскажите все о звуках [А], [У] по схемам. (на доске схемы звуков [А], [У])

Чем отличаются звуки [А], [У]? (При произнесении звука [А] форма губ в виде большого круга, а при произнесении звука[У] губы принимают форму трубочки с маленьким отверстием).

Какими символами мы будем обозначать звуки [А], [У].

Звук [А] будем обозначать большим красным кружочком, а символ звука [У]-маленьким красным кружочком.

4. Развитие пространственных представлений, зрительного восприятия.

Дети, у звуковичков есть карта по которой мы с вами отправимся в путешествие.

Посмотрите внимательно на неё и скажите, что мы встретим на своём пути?

Мы встретим на своём пути сказочный лес, волшебную тропинку, реку и мостик.

Через что мы пройдем? (мы пройдем через сказочный лес, через реку).

По чему мы пройдем? (мы пройдём по тропинке, по мосту, по лесу).

Но, чтобы отравиться в путешествие нам необходимо хорошо подготовиться.

5. Массаж лица.

Сделаем массаж лица.

Ручки растираем (потирание ладоней)

И разогреваем (хлопки),

И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

5. Развитие артикуляционной моторики.

А теперь потренируем наши язычки- сделаем гимнастику для губ и язычка.

Упражнения:

-для челюсти «Бегемот» -

Широко открыли ротик-

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот-

Отдыхает «бегемот».

Исходное положение- сидя перед зеркалом рот закрыт. На счет «один» открыть рот, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов.

-для губ: «Лягушка» -

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Затем вернуть губы в исходное положение.

«Заборчик» -

Вышли утром мы во двор

и построили забор.

Зубки сомкнуты сейчас,

Получилось все у нас.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5—6 раз, продолжительность каждого упражнения 10—15 с

«Дудочка» -

Словно трубочка

У нас дудочка.

Подудим мы в дудочку,

Тянем губы трубочкой.

Исходное положение- сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Затем

вернуть губы в исходное положение.

для языка: «Лопаточка» -

Раз, два потянем вниз,

В лопатку превратись.

Чтоб был умелым наш язык,

Зарядку выполним мы вмиг.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности язык.

6. Работа по развитию дыхания, голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата мимических мышц.

Ну вот и хорошо мы готовы к путешествию.

Возьмитесь за руки, слушайте внимательно и повторяйте за мной каждый по цепочке волшебные слова с закрытыми глазами:

Ауу, Уаа, аУа, уАу. Аау, Ууа.

Вот мы и в лесу откройте глазки.

Какой прекрасный, чудесный осенний лесной воздух. Давайте подышем, почувствуем всю прелесть этого аромата.

Положите левую ладонь на грудь, правую на животик. При вдохе носиком животик округляется, а при выдохе через рот животик втягивается. Плечи при вдохе не поднимаются. (упражнение выполняется 3 раза).

По любуемся красивым нарядом Осени: «Ах!» (радостно). Увидели много опавших листьев и удивились: «Ух!» (с восхищением).

7. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, произвольного внимания.

Смотрите, на небе появилась тучка, закапал дождик.

Чтобы не намочиться, спрячемся под раскидистую ель, здесь сухо и уютно.

Чтобы дождик быстрее закончился, возьмем у него по капельке-дождинке.

А на каждой дождинке задание.

Выполним задание- возьмем дождинку.

Соберем все дождинки- дождь закончится.

Задание на первой капельке

Игра «День – ночь».

Если я говорю звуки, слоги, слова со звуком [У], то наступает ночь – вы засыпаете, подкладываете ладошки под щечки, а если я говорю их со звуком [А], то наступает день – вы открываете глаза, поднимаете руки вверх.

Игра «Волшебные коврики».

Раскрасим коврики, котрые лежат перед вами.

Я буду называть слова, а вы в каждую клеточку кладете символ звука, с которого слово начинается. Каждое слово — это новая клеточка. Начинаем с верхней левой клеточки.

Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем большим красным кружком, [У] –маленьким красным кружком.

Слова:

альбом утка, арбуз

автобус, уши, улица

удав, улитка Аист,

Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.

А сейчас назовите звуки:

Слева — направо в 1 ряду

Во втором ряду после звука [А],

В третьем ряду между звуком [У] и звуком [А]

А на третьей капельке написано: «Благодарим вас и желаем удачи! Дождинки.

8. Развитие мелкой моторики.

Вот и закончился дождик, можно продолжить наш путь.

Посмотрите, под ель забрался ежик, он хочет с вами поиграть.

Сначала произносим звук [А ] громко, тихо, шепотом, безвучно, а затем [У] –беззвучно, шепотом, тихо, громко.

В этом вам поможет эта схема.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

А-а, а, а.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко

У,у, у, у.

Ёжик колет нам ладошки

Поиграли с ним немножко.

9. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

1) Звуковой анализ.

Ребята, а вам не кажется странным, что куда-то запропастились звуковички?

Наверное нужно их позвать. Как вы думаете, как мы их позовём?

Скажем хором протяжно: «Ау!», а теперь громко: «АУУУУ!!»

А теперь каждый из вас.

А вот и звуковички они потеряли нас в волшебном лесу, а сейчас нашли нас, благодаря вашему дружному громкому слову «АУ».

Звуковички очень любят свои звуки [А] и [У] и просят вас поиграть с ними. Поиграем? Произнесите слово АУ и послушайте его.

Протяните (выделите) первый звук в этом слове, назовите его и охарактеризуйте. Обозначьте выделенный звук символом.

Выделите (протяните) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

"Прочитайте" слово целиком по символам.

Проверьте себя:

-сколько всего звуков в слове?

-сколько гласных?

А теперь поменяйте местами звуки [А] и [У].

Прочитайте какое слово получилось? УА.

Какой первый звук?

Какой второй звук?

Сколько всего звуков в слове?

Кто произносит это слово?

2)Развитие интонационной выразительности речи.

Эти гласные звуки [А] и [У] такие милые. Положите [А] на свою левую ладошку.

Погладьте его правой ладошкой, затем побаюкайте, потом обнимите, произнося с любовью звук [А]. То же самое проделайте со звуком [У], положив его на правую ладошку.

Послушайте и повторите хором: «Как прекрасны звуки [А], [У]

Попробуйте сказать это выражение по-разному, каждый раз выделяя своим голосом одно из слов.

Сначала выделите голосом слово «как».

Затем — «прекрасны».

Потом – «звуки»

Ну и наконец «А, У»

Молодцы ребята!

10. Физкульминутка с элементами кинезиологии (перекрестный шаг).

Звуковички благодарят вас за то, что вы с ними поиграли.

Можно отправляться в путь

Дальше, по карте, волшебная тропинка.

Будем весело и бодро шагать по ней, слушая музыку осеннего дня.

11. Развитие лексико – грамматической стороны речи.

1). Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Смотрите ребята, около тропинки растет прекрасный цветок.

Но это не простой цветок, а цветок вопрос. На нём такой вопрос:

«Можно ли из большого предмета сделать маленький?»

А как это сделать?

Для того, чтобы из большого предмета сделать маленький предмет, нужно этот предмет назвать ласково.

Поможет нам в этом мячик. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, вы будете называть этот предмет ласково и бросать мне мяч обратно. Слова: куча удав, рукав, макушка, туча, буханка, капуста.

2). Работа над предложением.

А теперь в путь, смотрите, а возле моста кто-то чихает и кашляет. Это

дядюшка АУ. Он просит вас полечить его, для этого нужно выполнить его задание: «Закончи предложение».

У каждого из детей на столах по символу звуков [А] и [У]. Слушайте меня внимательно.

Сейчас я буду произносить предложение, а последнее слово в нем я заменю картинкой. Определите последний звук в слове, которое каждый произнесет «про себя», и поднимите соответствующий символ, и после этого произнесете все предложение с этим словом.

На дорожке сидела рыжая (кошкА). Пес догоняет пушистую (кошкУ). На скамейке сидела маленькая (девочкА). Мама взяла за руку маленькую (девочкУ). У Тани была игрушечная (белкА). На прогулку Таня возьмет игрушечную (белкУ). И т.п.

Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков Звуколина. Она благодарит вас за то, что вы проделали такой трудный путь вместе с её подданными звуковичками «А» и «У» и посетили её чудесное королевство.

За это она награждает нас вкуснейшей обворожительнейшей сладостью, которую обожает всё её королевство. Называется она НУУУГААА.

Поблагодарим Принцессу Звуколину.

А теперь нам пора прощаться с королевством Гласных звуков.

До свидания.

Произнесём дружно хором волшебные слова.

Дружим мы со звуком [А],

Повторяем АААААА.

Дружим мы со звуком [У],

Дружно скажем УУУУУУУУ.

12. Итог занятия. Рефлексия.

Вот мы опять у себя в детском садике.

Какие звуки мы сегодня вспоминали?

Какие они?

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего понравилось?

Если вам было интересно, нескучно, то подпрыгните вверх на двух ногах, а если было скучно, неинтересно присядьте.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год