Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.
Логопедия
Автор: Христенкова Елена Вячеславовна   
20.01.2021 16:14

НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.НОД «Экологическое — моделирование путешествия в мир природы» (по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил») с детьми 6-7 лет с нарушениями речи. Из опыта работы.

учителя-логопеда Христенковой Е. В. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад № 23» Курск 2020 г.

Цель: Совершенствовать умение пересказывать произведение с использованием пространственно-временной модели, закреплять умение ориентироваться в звуковой системе языка

Задачи: -

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение составлять распространенные и сложные предложения;
  • закреплять знания детей по теме «Насекомые»;
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы, используя навыки объяснения;
  • продолжать учить поэтапному пересказу произведения;
  • закрепление умения обобщать предметы.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать зрительную память;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе и умение видеть красоту природы;
  • воспитывать интерес к произведениям русских писателей;
  • закреплять представления о взаимопомощи, дружеских отношениях друг к другу;
  • продолжать формировать умение работать группой.

Предварительная работа:

Изучение лексической темы «Насекомые» в подгруппах с учителем-логопедом и воспитателями. Чтение сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Наблюдение за насекомыми на прогулках, отражение жизни насекомых в блокнот «Наблюдений за природой». Рисование насекомых в совместной деятельности с воспитателями.

Оборудование:

  • Набор сюжетных картинок по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
  • Предметные картинки с изображением насекомых: паука-сенокосца, муравья, землемера, жужелицы, майского жука, гусеницы-листовертки, кузнечика. Картинки с изображением — пресмыкающихся, морских обитателей, птиц;
  • Диск с аудиозаписями звуков: леса и насекомых;
  • Дидактическое пособие «Волшебная коробочка»;
  • Набор пластмассовых насекомых;
  • Модель — иллюстрация к сказке;
  • Диск с мелодией — «Танец дружбы».

Начало деятельности:

I Организационный момент

Логопед: ребята, давайте станем полукругом и поздороваемся друг с другом и с нашими гостями!

Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево — вправо повернулись
И друг другу улыбнулись

И подарили свои улыбки друг другу и нашим гостям!

Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать?

Давайте отправимся в удивительный мир природы на чудесную лесную полянку! Посмотрите, на полянке много цветов и незнакомых гостей.

II Дидактическая игра: «4й лишний»

Логопед: Ребята, сейчас я вам покажу картинки, а вы посмотрите внимательно и найдите лишнюю. Объясните, почему она лишняя?

Птицы + насекомое (ласточка – бабочка – воробей — голубь)

Пресмыкающиеся + насекомое (ящерица – черепаха – гусеница — уж)

Морские обитатели + насекомое (краб — морская звезда – морской конек –стрекоза)

Молодцы! Хорошо!

III Словарная работа. Обобщения (картинки: бабочка, гусеница, стрекоза)

Логопед: давайте посмотрим на картинки, которые мы с вами отобрали и назовем предметы одним словом: «Насекомые»

Молодцы!

IV Дидактическая игра: «Волшебная коробочка»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас должен достать насекомого, назвать и описать его.

Дети: Я достал из «Волшебной коробочки» бабочку. Она ярко окрашена, очень похожа на цветок, среднего размера, маскируется на цветочных полянах.

Дети: По-моему я достал кузнечика. Он зеленого цвета, овальной формы, невидим среди травы и может прыгать.

Хорошо! Молодцы!

V Сенсорно — моторная пауза (включаются звуки леса, слышны стрекотания кузнечиков, жужжание пчел и т.д.)

Логопед: Прислушайтесь! Услышьте звуки леса. Угадайте и назовите насекомое:

Дети: Я услышала, как звенит комар;

Дети: Я услышал, как жужжит муха;

Дети: Мне показалось, что стрекотал кузнечик.

Правильно, молодцы!

Логопед: Ой, взгляните ребята! К нам на поляну выползла гусеница. Давайте с ней поиграем!

Гимнастика. Выполнение движений со словами:

  • Гусеничка, гусеничка

Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)

  • Бабочкина дочка

«ползет» обратно к плечу по всей стороне руки

  • По травинкам ползает

То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»

  • Кушает листочки

И по другой стороне обратно.

-Ам! Ам! Ам!

Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.

-Поела

Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…

-Спать захотела.

…одна сжимается в кулачок, другая её накрывает-держит кулачок, как яблоко.

-Проснулась, встрепенулась

Постепенно расправляем ладони…

-Бабочкой обернулась!

Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь — крылья бабочки.

VI Чтение стихотворений

Логопед: Ребята, мы сегодня говорим о насекомых. Давайте прочтем для насекомых стихи! А за одно, послушаем как прекрасна природа описанная в стихах!

«Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг-
Ты многое заметишь друг!

Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок,
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись.
Волшебную увидишь жизнь».

VII Образование родственных слов

Логопед: А какую сказку мы с вами читали? (Как муравьишка домой спешил)

- Назовите автора сказки? (Виталий Бианки)

-А кто главный герой сказки? (муравей)

Логопед: А вот и он! Показать фигурку- муравья.

Логопед: Давайте подберем к слову муравей — родственные слова! Это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живет во всех словах- родственниках, У родственных слов есть общая часть и общее значение:

Дети: муравейник, муравьи, муравьед, муравьишка, муравьиха, муравьиные, мурава и т.д.

Хорошо! Молодцы!

VIII Пересказ сказки (модель иллюстрация, пластиковые насекомые)

Логопед: А теперь муравей зовет нас к себе в сказку. Давайте на модели- иллюстрации к сказке вспомним некоторые моменты истории.

Я начну, а вы продолжите:

- Муравьишка летел на листике, который упал на землю, приземлившись, он ушиб себе ножки. Ему нужен помощник, чтобы добраться домой

Дети: Первой помог муравью гусеница Землемер, он отмерял своим телом землю и опять приставлял хвост к голове так и двигался дальше.

Дети: А следующим помощником была Жужелица, она бежала быстро, как шестиногий конь.

Дети: Затем он скакал на кузнечике, который перенес его через забор.

Дети: Через реку муравьишку переправлял водомер.

А теперь проиллюстрируем нашу сказку картинками и восстановим её по сюжету. Выставляются поочередно все сюжетные картинки: что произошло с муравьишкой за сутки:

Утро – День — Вечер-Ночь.

Молодцы!

IX Глагольный словарь

Логопед: А смог ли муравей один добраться домой?

Кто ему помогал?

Дети: Нет не смог, у муравьишки болели ножки.

-Ему помогали другие насекомые.

Логопед: А как они ему помогали, как преодолевали препятствия? Какими действиями? Назовите их!

Дети: Они бежали, скользили, прыгали, скакали, летели, ползли, вылезали, трудились, перелетали, спускались, переплавлялись и т.д.

X Работа с пословицами-поговорками

Логопед: Дружные оказались обитатели. Насекомые проявили взаимопомощь по отношению к муравью. Мы с вами тоже дружные и знаем много пословиц о дружбе. Давайте встанем вокруг и поделимся друг с другом пословицами.

Дети: — Крепкую дружбу и топором не разрубишь;

  • Добрая шутка дружбы не рушит
  • Один за всех, все за одного
  • Один в поле не воин
  • Сам погибай, А товарища выручай
  • Старый друг лучше новых двух
  • Нет друга — ищи, а нашел — береги
  • С хорошим другом горы свернешь, с плохим – горя хлебнешь

-Есть пирожки — есть и дружки, нет пирожков — нет и дружков.

Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе!

XI Динамическая пауза: «Танец дружбы»

Логопед: А еще мы с вами выучили танец, который сейчас исполним и покажем нашим гостям.

XI I Итог. Рефлексия

Логопед: Кому было легко на занятии? Кто испытывал затруднения? В чем были затруднения? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии родителям?

Вот наше путешествие в удивительный мир природы завершилось на сегодня. Но дружить с насекомыми мы будем и дальше, будем за ними наблюдать и оберегать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год