Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»
Логопедия
Автор: Руденок Юлия Игоревна   
17.12.2020 19:53

«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»«Песочные фантазии» для детей с ОВЗ»

Учитель – логопед Руденок Юлия Игоревна

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых» интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

На мой взгляд, наиболее целесообразным и эффективным методом, являются занятия с песком. Для детей это игра, для специалиста это решение коррекционных задач.

 

Скачать презентацию

Эффект игры с песком впервые был замечен в середине XX века швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Она придавала огромное значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему игру с различными предметами и куклами. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) продолжила заниматься представитель юнгианской школы, швейцарский аналитик Дора Калфф, благодаря ее работам, терапия песком получила широкое распространение.

Большой вклад внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., а также Сапожникова О.Б., преподаватель Московского Городского Университета, которые являются авторами ряда книг по данной теме.

Т.М. Грабенко Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева О.Б. Сапожникова

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.

Организация занятий с песком

В кабинете логопеда и в группах компенсирующей направленности используются такие песочницы, как «юнгианская» и «световая».

Традиционный размер песочницы в сантиметрах для индивидуальной

работы 50 х 70 х 8 см, (эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони»).

Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 12 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Зеленый цвет песочницы, также считается благоприятным (погружает ребенка в пространство растительной жизни).

Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком

~ 90 ℃ в течение 20 мин., который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать.

Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В песочной игре ребенок и педагог легко обмениваются идеями, мыслями, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Организация игрового процесса

  • демонстрация песочницы;
  • демонстрация коллекции фигурок;
  • знакомство с правилами игр на песке;
  • ритуал входа, основное содержание занятия;
  • завершение занятия, ритуал выхода.

Содержание занятия

Развитие мелкой моторики:

действия с песком (сжать в кулачке, а потом разжать; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т.д.);

отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки и т.д.);

предметы с определенными характеристиками (гладкие /шершавые; большие маленькие, какой либо – формы);

охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте (например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу и т.д.);

разнообразные прикосновения к поверхности песка (прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцами);

рисование на песке ( «дорожки», «заборчики», «дожди», «лесенки», «следы», «волны», работа с контурами и шаблонами);

закрепление образа букв через «печатанье» их на песке.

Работа над фонетической стороной речи:

  • ребенок выбирает фигурку с определенным звуком;
  • собрать в зоопарк (зоомагазин, лес и т.д.) только тех животных, в названии которых есть звук [л]: слон, крокодил, лось, лошадь, волк, белка и т.д.;
  • дифференциация звуков, например [с]/[ш] (выставляем вперемешку фигурки совы, суслика, мишки, лисы, лягушки, мыши, свиньи, барсука и т.д. после обозрения ребенок должен разделить пространство и заселить одну часть животными с одним звуком, а другую часть – животными со звуком – оппозиционером);
  • выбрать животных с определенным звуком в определенном месте слова (в начале, середине или конце).

Похожие сюжеты можно разыгрывать с растениями, одеждой, предметами мебели и посуды. В случаях, когда игрушечных изображений нет или их недостаточно, следует использовать двусторонние карточки, закрепленные на подставках. Они легко встают в толщу песка и довольно устойчивы.

Работа над лексической стороной речи:

  • расширяем и активизируем лексику, связанную с песочницей: песок, песчинка, песочек, а также дюны, барханы, караваны и многие другие слова;
  • обогащаем словарь ребенка глаголами: сыпать, гладить, грести, превращать и т.п.;
  • обогащаем словарь прилагательными: песочный, песчаный, легкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый и т.д.;
  • закрепление и активизация словаря, используя сюжеты игр «Зоопарк», «Магазин», побуждаем ребенка к повторению (закреплению) новых или редких слов;
  • отрабатываем родовидовые классификации, например, дикие и домашние животные.

Работа над грамматической стороной речи:

  • показ значений префиксов (приставок) на примере действий с песком: насыпь, засыпь, пересыпь, подсыпь, досыпь, отсыпь и т.д.;
  • отработка понимания и употребления приставки с различными корнями: насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.

Работа над формированием фразовой речи:

  • придумываем рассказ, создаем декорацию сюжета (деревья, дома, мебель и т.д.), совершаем действия главного героя (после первичного рассказа ребенку *предлагается повторить рассказ, побуждаем и активизируем речь с помощью познавательных вопросов);
  • проигрывания (драмматизации) литературных произведений с последующим их пересказом (очень подходят народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д., как правило, они хорошо известны, что, безусловно, поможет ребенку с нарушенным речевым развитием).

Дыхательные упражнения:

  • «Песочный ветер» (дети учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая песок в трубочку);
  • «Что спрятано в песке?» (под тонким слоем песка картинка, сдувая песок, ребёнок открывает изображение);
  • «Ямы и канавы» (выдуваем углубления, ямки на поверхности песка, для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля);
  • «Расширь дорогу» (от детской машинки проведена канавка в песке, ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой);
  • «Заметаем следы» / «поземка» (в песке углубления – «следы» зайца, надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год