Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»
Логопедия
Автор: Аксёнова Ирина Александровна   
16.12.2020 20:40

Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»

(для детей старшей и подготовительной группы)

Подготовил: Учитель-логопед Аксёнова И.А.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».

 

Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л.С., Селиверстова В.И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации.

Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени.

Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А.С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.

Новизна проекта

Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на коррегируемый звук.

С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:

  • — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки;
  • — для шипящих – шишки;
  • — Для звука ч – песок, манка;
  • — Для звука щ – цельнозерновые крупы;
  • — Для л, л – фасоль;
  • — для р, р – мелкие камешки

Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции.

Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации.

Этапы автоматизации коррегируемого звука:

- Изолированное проговаривание звука

Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала

- Автоматизация в слогах

На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку

- Автоматизация звука в предложении

Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения

- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т.д.

- Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах

Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновременной тактильной стимуляцией

- Автоматизация звуков в разговорной речи

Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящих и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с не резко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику.

Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.

Цель проекта

Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков.

Задачи

  • Развивать мелкую моторику;
  • Использовать специально подобранный речевой материал;
  • Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе.

Участники

Дети, учитель-логопед

Вид проекта

смешанный

Объект

Дети логопункта с клиническим диагнозом «Дизартрия»

Срок реализации

В течение учебного года

Предполагаемые результаты

  • У детей сформируется умение выполнять чёткие движения пальцами рук;
  • Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением;
  • Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь.

План проекта

1. Подготовительный этап

Для решения задачи по коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков в речи необходимо:

  • Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи;
  • Изучить методическую литературу по выбранной теме;
  • Разработать план проекта;
  • Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту;
  • Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики.

2. Реализация проекта

Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

3. Заключительный этап

Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.

Список литературы

  1. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 32 с
  2. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018 – 32 с.
  3. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «!ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 -32 с.
  4. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  5. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  6. Волкова Л.С., Селиверстова В. И.. Хрестоматия по логопедии в 2 т. – Учеб. пособие для студ. высш. спец. пед. учеб.. заведений. – М.: Владос, 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год