Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»
Логопедия
Автор: Аксёнова Ирина Александровна   
16.12.2020 20:40

Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»Проект на тему: «Тактильные чистоговорки»

(для детей старшей и подготовительной группы)

Подготовил: Учитель-логопед Аксёнова И.А.

Актуальность выбранной темы:

В настоящее время специалистами отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями. В том числе, у многих детей нарушения речи вызваны дизартрией – искажение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, что, в свою очередь, затрудняет работу по постановке, автоматизации и введению звуков в речь. Таки образом, актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом «дизартрия».

 

Одна из отличительных особенностей дизартрии – нарушение чёткости кинестетических ощущений, поэтому ребёнок не осознаёт состояние напряжённости или, наоборот, расслабленности мышц речевого аппарата, насильственные непроизвольные движения или правильность артикуляционных укладов (Волкова Л.С., Селиверстова В.И., 1997). Отсюда трудности в выработке артикуляционных поз и, естественно, в звукопостановке и автоматизации.

Традиционные приёмы зачастую оказываются мало эффективными при устранении речевых нарушений у таких детей. Коррекционная работа требует большего количества времени.

Таки образом, стало актуальным разработка специальных комплексов, которые позволили бы усовершенствовать, сделать более эффективным процесс постановки звуков и автоматизации для детей с дизартрией. В основу такого комплекса «Тактильные чистоговорки» А.С. Фалёвой вошли исследования о доминирующей роли руки, артикуляционного аппарата в произвольной моторной организации речи. Движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя определённую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению нового материала. С этой целью были разработаны специальные упражнения, усиливающие кинестетические ощущения на основе проговаривания чистоговорок с применением тактильных средств.

Новизна проекта

Эффективности чистоговорок с использованием тактильно-киностетической стимуляции у дошкольников с дизартрией способствует условное тактильное ощущение, которое даётся на коррегируемый звук.

С этой целью для разных групп звуков выбраны различные материалы:

  • — для свистящих звуков – чурбачки, веточки, палочки;
  • — для шипящих – шишки;
  • — Для звука ч – песок, манка;
  • — Для звука щ – цельнозерновые крупы;
  • — Для л, л – фасоль;
  • — для р, р – мелкие камешки

Тактильная стимуляция начинается использоваться с момента, когда нарушенный звук уже поставлен в изолированной позиции.

Работа по автоматизации звуков с использованием тактильно – кинестетической стимуляции ведётся в традиционном порядке. Речевой материал чистоговорок используется на всех этапах автоматизации.

Этапы автоматизации коррегируемого звука:

- Изолированное проговаривание звука

Взрослый предлагает ребёнку проговаривать звук с применением природного материала

- Автоматизация в слогах

На начальном этапе ребёнок проговаривает только слоги, используя тактильную стимуляцию, затем взрослый начинает чистоговорку, а ребёнок договаривает слоги, чтобы получилась рифма, либо ребёнок начинает проговаривать слоги, а взрослый договаривает чистоговорку

- Автоматизация звука в предложении

Речевой материал чистоговорок может использоваться для составления предложений. При проговаривании слов в предложении с автоматизируемым звуком используются тактильные упражнения

- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

Можно использовать как готовые чистоговорки с предложенными комплексами упражнений, так и чистоговорки с договариванием или незаконченные чистоговорки с использованием названий предметов, животных, имён собственных и т.д.

- Автоматизация звука в коротких, затем длинных рассказах

Проговаривание коррегируемых звуков осуществляется с одновремененой тактильной стимуляцией

- Автоматизация звуков в разговорной речи

Следует отметить, что на этапе работы по дифференциации коррегируемого звука также целесообразно использовать тактильные стимуляторы. Так, например, при дифференциации свистящших и шипящих ребёнку предлагается взять в одну руку чурбачок, в другую – шишку и при проговаривании смешиваемых звуков нажимать по очереди на каждый раздражитель, тем самым воздействуя на речеслуховой и речедвигательный анализаторы.

Хочется отметить, что данные упражнения будут так же полезны и на занятиях с детьми с нерезко выраженными нарушениями речи. Такие упражнения привнесут игровой момент в коррекционное занятие, помогут развить тактильные ощущения, развить мелкую моторику.

Представленные ниже упражнения развивают тактильную чувствительность, усиливают кинестетические ощущения, совершенствуют мелкую моторику.

Цель проекта

Сформировать у детей с дизартрией умения и навыки правильного произношения звуков.

Задачи

  • Развивать мелкую моторику;
  • Использовать специально подобранный речевой материал;
  • Использовать природный и подручный материал в коррекционной работе.

Участники

Дети, учитель-логопед

Вид проекта

смешанный

Объект

Дети логопункта с клиническим диагнозом «Дизартрия»

Срок реализации

В течение учебного года

Предполагаемые результаты

  • У детей сформируется умение выполнять чёткие движения пальцами рук;
  • Сформируется умение сопровождать свои действия словесным сопровождением;
  • Трудно произносимые звуки автоматизируются и войдут в предложения, фразы, речь.

План проекта

1. Подготовительный этап

Для решения задачи по коррекции звукопроизношенеия и автоматизации звуков в речи необходимо:

  • Провести диагностику на выявление уровня развития мелкой моторики, чистоты звукопроизношения, степени автоматизации звуков в речи;
  • Изучить методическую литературу по выбранной теме;
  • Разработать план проекта;
  • Подобрать речевой материал, соответствующий возрасту;
  • Подобрать природный и подручный материал для развития мелкой моторики.

2. Реализация проекта

Предполагается использование игровых приёмов, что позволит заинтересовать ребёнка в процессе коррекционной работы. Использование здоровьесберегающих технологий (для совершенствования крупной и мелкой моторики). Личностно-ориентировочный подход (подбор игрового и речевого материала с учётом индивидуальных особенностей ребёнка)

3. Заключительный этап

Реализация данного проекта позволит подготовить ребёнка к коррекционным занятиям по автоматизации звуков, сделать более увлекательным этап ввода звука во фразы, предложения, речь; уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук.

Список литературы

  1. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 32 с
  2. А.С. Фалёва Тактильнеые чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018 – 32 с.
  3. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «!ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018 -32 с.
  4. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  5. А.С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  6. Волкова Л.С., Селиверстова В. И.. Хрестоматия по логопедии в 2 т. – Учеб. пособие для студ. высш. спец. пед. учеб.. заведенеий. – М.: Владос, 1997.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год