Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Логопедия
Автор: Кувшинчикова Ольга Владимировна   
26.11.2020 16:08

«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

(из опыта работы учителя-логопеда компенсирующей группы для детей с ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского» Кувшинчиковой Ольги Владимировны Тула – 2020

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – одно из основных направлений в работе логопеда. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условнорефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленной звук

очень хрупок, условно рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушатся.

Автоматизировать звук- это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Для ребёнка это не простая и достаточно монотонная работа. Она осуществляется по

принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М. Ф. Фомичёвой, В. И. Селивёрстовым, Е. А. Пожиленко, Ю. К. Школьник, Т. А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу обучающих игровых упражнений, позволяющих решать сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация

звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально.

Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

  • игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).
  • «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

  • упражнения фонетической ритмики когда ребёнок выполняя определённые движения сопровождает их произнесением поставленного звука.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:
  • «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;
  • с движением пальцев рук ( «Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);
  • с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком
  • с рисованием ломаных линий и спиралей
  • с раскладыванием палочек
  • с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке
  • с движением рук, ног ( «Повтори, как я», «Строим дом», «Раз — шажок, два – шажок» «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма ( «Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка ( «Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

Этап автоматизации звука в словах:

  • «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
  • «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;
  • «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
  • «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
  • «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;
  • «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;
  • «Домино» — дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек находя на них парные картинки;
  • «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком
  • «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга
  • «Подбери одежду» — подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;
  • «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;
  • «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;
  • «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах
  • «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
  • «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;
  • «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
  • «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах
  • «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
  • «Дорожка», «Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;
  • «Найди и назови» — найти на картинке названия предметов с определенным звуком
  • «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком какое число выпало на кубике.
  • «Назови ласково» с мячом
  • «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку
  • «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка
  • «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с поочерёдным загибанием пальцев;
  • «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.

Этап автоматизации звука в предложении:

  • «Подружи слова» — составить предложение с заданными словами (картинками)
  • «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
  • «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
  • «Так бывает или нет?» — исправить смысловую оболочку предложения;
  • «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда;
  • «Спроси – ответь» — задать вопрос к любому слову предложения;
  • «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
  • «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим словом;
  • «Четвёртый лишний» — составление сложноподчиненных предложений;
  • «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений

Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ с использованием сюжетной картинки;
  • Пересказ текстов цепной структуры
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Результаты мониторинга речевого развития детей позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

  • ускоряются сроки автоматизации звуков;
  • снижается утомляемость;
  • повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшается распределение и устойчивость внимания;
  • активизируется мыслительная деятельность
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год