Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»
Логопедия
Автор: Кувшинчикова Ольга Владимировна   
26.11.2020 16:08

«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»«Игры и упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями»

(из опыта работы учителя-логопеда компенсирующей группы для детей с ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского» Кувшинчиковой Ольги Владимировны Тула – 2020

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Коррекция звукопроизносительной стороны речи – одно из основных направлений в работе логопеда. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условнорефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленной звук

очень хрупок, условно рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушатся.

Автоматизировать звук- это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Для ребёнка это не простая и достаточно монотонная работа. Она осуществляется по

принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М. Ф. Фомичёвой, В. И. Селивёрстовым, Е. А. Пожиленко, Ю. К. Школьник, Т. А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу обучающих игровых упражнений, позволяющих решать сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация

звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально.

Игровые упражнения систематизированы по этапам автоматизации звука.

Этап закрепления звука в изолированном звучании:

  • игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).
  • «Звуковые дорожки» — ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.

Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.

  • упражнения фонетической ритмики когда ребёнок выполняя определённые движения сопровождает их произнесением поставленного звука.

Этап автоматизации звука в слогах:

  • Произнесение слогов с каким-либо движением:
  • «Слоговые дорожки» — ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям нажимая пальчиком на рисунке или передвигая не большую игрушку с предмета на предмет;
  • с движением пальцев рук ( «Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);
  • с использованием тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук колючим ковриком
  • с рисованием ломаных линий и спиралей
  • с раскладыванием палочек
  • с рисованием пальцем узоров в крупе или на песке
  • с движением рук, ног ( «Повтори, как я», «Строим дом», «Раз — шажок, два – шажок» «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
  • Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
  • Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
  • Произнесение слогов с отстукиванием ритма ( «Молоточки», «Телеграфисты»).
  • Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка ( «Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).

Этап автоматизации звука в словах:

  • «Кнопочки» — ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
  • «Лабиринт» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;
  • «Сто ходов» — проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
  • «Бродилка» — ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
  • «Стрелочки» — ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;
  • «Гармошка» — ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;
  • «Домино» — дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек находя на них парные картинки;
  • «Бусы» — на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком
  • «Что здесь спрятано?» — ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга
  • «Подбери одежду» — подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;
  • «Звуковая дорожка» — ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;
  • «Пирамидка» — проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;
  • «Счёты» — произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах
  • «Лесенка» проговаривание речевого материала поднимаясь или спускаясь по ступенькам лесенки (можно из кубиков);
  • «Колокольчик» — проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;
  • «Стекляшки» — выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
  • «Песочные часы» — ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах
  • «Волшебный клубочек» — ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
  • «Дорожка», «Узоры» — дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;
  • «Найди и назови» — найти на картинке названия предметов с определенным звуком
  • «Кубик» — произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком какое число выпало на кубике.
  • «Назови ласково» с мячом
  • «Чего не стало?» вспомнить закрытую картинку
  • «Один-много» сжимая то один, то оба кулачка
  • «Посчитай» согласовывать числительное с существительным, с поочерёдным загибанием пальцев;
  • «Скажи наоборот» назвать слова с противоположным значением с одновременным приседанием.

Этап автоматизации звука в предложении:

  • «Подружи слова» — составить предложение с заданными словами (картинками)
  • «Путаница» — составить предложение из перепутанных слов;
  • «Исправь взрослого» — ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
  • «Так бывает или нет?» — исправить смысловую оболочку предложения;
  • «Добавлялочки» — наращивание предметного ряда;
  • «Спроси – ответь» — задать вопрос к любому слову предложения;
  • «Волшебный клубок» — составление распространенного предложения;
  • «Дополни предложение» — дополнить предложение недостающим словом;
  • «Четвёртый лишний» — составление сложноподчиненных предложений;
  • «Верю – не верю» — составление сложноподчиненных предложений

Этап автоматизации звука в связной речи:

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
  • Заучивание стихов с помощью движений.
  • Пересказ с помощью мнемодорожек.
  • Пересказ с использованием сюжетной картинки;
  • Пересказ текстов цепной структуры
  • Пересказ от лица героя рассказа.
  • «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).

Результаты мониторинга речевого развития детей позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

  • ускоряются сроки автоматизации звуков;
  • снижается утомляемость;
  • повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка;
  • улучшается распределение и устойчивость внимания;
  • активизируется мыслительная деятельность
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год