Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»
Логопедия
Автор: Стромилова Н.С. Камелина Н.В.   
21.11.2020 11:55

«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»«Система коррекционно – развивающей помощи детям в группах компенсирующей направленности»

  • Старший воспитатель МАДОУ «Золотая рыбка» — Стромилова Н.С.
  • Учитель – логопед МАДОУ «Золотая рыбка» — Камелина Н.В.

В данное время происходит переосмысление и продуманность содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными ГосударственнымиОбразовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада являются:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения детей в школе
  • осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми, с учётом потребностей воспитанников детского сада, их родителей (законных представителей)

Коррекционно-развивающая работа – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей.

 

Скачать конспект

Система коррекционно-развиваюшей работы в нашем Учреждении построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в оказании коррекционной помощи узкими специалистами, запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствие с ФГОС направлено на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы, необходимой коррекции недостатков в развитии речи детей, их социальную адаптацию и комплексную подготовку воспитанников к школе.

Система коррекционной работы в ДОУ складывается из:

  • Медицинской помощи — обследование специалистами детской больницы (невролог, оталоринголог, ортодонт, хирург и др.), медикаментозное, лечебно-профилактическое и физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Коррекционно-психологической работы, осуществляемой педагогом-психологом.
  • Коррекционно-логопедической работы, осуществляемой учителем-логопедом.
  • Коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций (создание индивидуального маршрута развития) по оказанию коррекционной помощи в условиях детского сада.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию речи в условиях ДОУ.

Консультационная работа обеспечивает непрерывность психологического сопровождения детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий воспитания, обучения, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями, педагогическими работниками.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и индивидуальными образовательными маршрутами воспитанников должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие с родителями, так как наилучшие результаты отмечаются там, где родители действуют согласованно с учителем-логопедом, следуя инструкциям, которые им дают. Работу с семьей выстраиваем на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, это, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Мы планируем и координируем совместную работу, определяем вместе с другими специалистами (педагогом-психологом, воспитателями, музыкальным руководителем).

Взаимодействие с воспитателями:

В нашем дошкольном учреждении логопедом и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

  • Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
  • Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
  • Взаимопосещения занятий.
  • Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
  • Заседания “Логопедической гостиной”.
  • Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.

Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий “Логопедической гостиной”. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Тематика “Логопедических гостиных” охватывает все стороны взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы. В рамках “Логопедической гостиной” были опробованы, различные речевые игры; логопедический самомассаж артикуляционных мышц, артикуляционная гимнастика

Взаимодействие с музыкальным руководителем:

Как говорят: «Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций. Для достижения этих задач в занятия включена логоритмика.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие с педагогом-психологом:

Механизм реализации корекционно-развивающей работы основывается на взаимодействии специалистов ДОУ, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ, социальное партнёрство.

Координирующая роль в реализации работы принадлежит учителю-логопеду и педагогу-психологу. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования разрабатывается комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателем) позволяет активно воздействовать на ребёнка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведётся воспитание личности ребёнка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты ДОУ намечают и реализуют единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса. В этой связи важнейшее значение приобретает внедрение новых педагогических технологий в области управления дошкольным образовательным учреждением. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Результаты, полученные в ходе контроля, являются основой для принятия управленческих решений.

В управленческой деятельности Учреждения, имеющим группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используются методы контроля: наблюдение с последующим анализом результатов, беседа, анкетирование, хронометраж (измерение педагогического процесса во времени), изучение документации (календарно-тематических планов, индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов детей, рабочих программ, дневники наблюдений за социализацией детей, детские работы и т. д.).

Исходя из того, что основные функции и разновидности контроля одинаковы для любого дошкольного образовательного учреждения, наше внимание было акцентировано на разработке алгоритмов контроля по следующим направлениям:

  1. Оснащение группы и логопедического кабинета.
  2. Ведение обязательной документации педагогами и специалистами ДОУ.
  3. Коррекционная работа с детьми:
  • фронтальная

- индивидуальная.

4. Мониторинг индивидуальных достижений воспитанников

5. Работа учителя – логопеда с воспитателями / специалистами.

6. Работа с родителями по направлению коррекционной деятельности.

В этом учебном году контроль будет направлен на:

  • оценку полученного результата;
  • принятие мер по корректировке существенных отклонений от плана организации образовательного процесса либо корректировке самого плана.

Для обеспечения выполнения плана мероприятий, направленных на организацию коррекционно — образовательного процесса, мы используем различные карты контроля, часть карт мы разработали сами, исходя из функциональных обязанностей воспитателей групп компенсирующей направленности и специалистов ДОУ.

Контроль за работой учителя – логопеда ведётся по следующим направлениям:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы индивидуальных занятий, перспективный план работы на год, речевые карты, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношений).

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика речевого развития детей, диагностика детей подготовительной группы в конце учебного года, обследование детей по запросам воспитателей и родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования речи детей, посещение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам логопедического обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература, картотека по лексическим темам и на отработку звуков, дидактические игры и пособия, компьютерные игры и упражнения, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за работой воспитателя группы компенсирующей направленности проводится по 2 направлениям работы:

  1. коррекционно – развивающее направление
  2. воспитательно – образовательное направление

Исходя из задач первого направления работы воспитателя в группе компенсирующей направленности на постоянном контроле заведующего, старшего воспитателя и учителя – логопеда, следующее:

  • Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики воспитанников
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики
  • Упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий
  • Развитие внимания, памяти, мышления в играх и упражнениях
  • Формирование навыков чтения и письма
  • Своевременное и систематическое выполнение рекомендаций учителя – логопеда
  • Проведение логопедических пятиминуток
  • Индивидуальная работа с воспитанниками

Контроль за работой педагога – психолога по коррекционно – развивающему направлению так же организуем по блокам:

Организационный блок: оформление необходимой для работы документации (циклограмма, журналы коррекционно – развивающей и профилактической работы с воспитанниками, журнал работы с родителями, журнал диагностического обследования, перспективный план работы на год, ИОМы, тетради взаимодействия с воспитателями и другими специалистами).

Коррекционный блок: (фронтальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные занятия по показаниям)

Диагностический блок: (первичная и промежуточная диагностика психо-эмоционального климата, диагностика готовности детей к обучению в школе, обследование детей по запросам и с согласия родителей, консультации для воспитателей и специалистов ДОУ по результатам обследования детей, посещение и сопровождение занятий воспитателей).

Работа с родителями: консультативно – просветительская деятельность (индивидуальные консультации и беседы по результатам обследования, открытые мероприятия для родителей, оформление наглядной информации, практические занятия)

Оснащение кабинета: (методическая литература и диагностические материалы, дидактические пособия и оборудование, пополнение и обновление кабинета).

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий музыкальным руководителем организуется по направлениям:

Содержание коррекционной работы

Формы коррекционной работы

Развитие мелкой моторики

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо.

Пальчиковые игры.

Развитие мимики

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Использование музыкальных духовых инструментов.

Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Разучивание текстов песен.

Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Пополнение словаря музыкальной терминологией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Драматизация.
Кукольный театр

Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Участие детей в музыкальных представлениях.

Контроль за организацией коррекционно – развивающих мероприятий инструктора по физическому развитию организуется по направлениям:

• Коррекционно – физкультурная работа на занятиях

• Коррекционно – физкультурная работа в совместной деятельности

• Индивидуальная работа с воспитанниками

Оценивается организация следующих форм работы с детьми группы компенсирующей направленности:

•        Коррекция дыхания

•        Развитие мелкой моторики рук и укрепление мускулатуры лица

•        Коррекционные упражнения (для укрепления опорно-двигательного аппарата, для развития равновесия, формирования правильной осанки)

•        Игровые упражнения (самостоятельные игры или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкальноритмическими комплексами)

•        Массаж, самомассаж

В процессе контроля используем такие методы, как изучение документации воспитателя и специалиста, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию.

Главными задачами регулирования хода организации коррекционно-развивающей работы являются:

  • создание условий, обеспечивающих реализацию коррекционно-развивающих программ как целостной системы;
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей группы компенсирующей направленности;
  • создание необходимых предпосылок для развития внутренней активности педагога, организующего систему коррекционно-развивающей работы с детьми.

Особенность контроля в условиях коррекционно-развивающей работой состоит в его оценочной функции — направленности на личность педагога. Если это молодой педагог, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это педагог со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в ДОУ.

Чтобы профилактика и коррекция нарушений речи у детей была достаточно эффективной необходимо организовать комплексное взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения, начиная с раннего логопедического обследования детей. По результатам данного обследования, дети направляются на городскую ПМПК и по итогам заседания комиссии, дети зачисляются в группу компенсирующей направленности.

 В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребёнка. Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений эти актуальные задачи мы  поставили перед собой в этом учебном году.

       Основными направлениями коррекционно-логопедической работы  с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития, являются:

   - нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, развитие тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

       Работа с детьми раннего возраста позволяет  в дальнейшем  максимально рано выявить детей с ЗРР, сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.

Таким образом система работы по комплексному всестороннему воздействию начиная с раннего возраста на детей с тяжелыми нарушениями речи в нашем детском саду создает условия для успешного выпуска детей подготовительной логопедической группы с 100 % чистой речью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год