Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»
Логопедия
Автор: Тер-Григорян Юлия Николаевна   
09.10.2020 12:29

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

ПОДГОТОВИЛА: учитель-логопед I квалификационной категории Тер-Григорян Юлия Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Дошкольный возраст- важный период речевого развития ребёнка, формирования умений понимать и пользоваться языком. У ребёнка- должны быть развиты: звуковая cторона речи, словарь, грамматический строй, коммуникативные умения и осознание речевой действительности. Одной из важных задач в дошкольном возрасте является готовность детей к школе, особенно в плане речевого развития. На современном этапе развития общества многие исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей, одним из которых является общее недоразвитие речи. Таким образом этим детям трудно как в процессе подготовки к обучению грамоте дошкольников, так и овладению собственно грамотой в школьном возрасте.

 

Скачать конспект

Для данной категории детей возникает вопрос поиска иных методов обучения грамоте, которые были бы доступными и эффективными. Существуют много различных методик при подготовке к обучению грамоте, но для детей с расстройствами речи обучение по данным методам часто является проблемой и решить её бывает нелегко. Детям с общим недоразвитием речи трудно выделить звук из слова, т.к. у них нарушено фонематическое восприятие, придумать слово на заданный звук, т.к. у них недостаточно сформированы фонематические представления и небольшой словарный запас.

Таким образом, исходным материалом для разработки составления программы логопедической работы, конспектов занятий, дидактических игр по формированию предпосылок к обучению грамоте у дошкольников с ОНР уровня явились совокупность традиционных методик и методики Н. Зайцева с применением его кубиков. Однако мы не могли в полном объеме использовать все методики. В своей работе мы использовали лишь часть упражнений и занятий, так как большее их количество не соответствует содержанию обучения детей с общим недоразвитием речи или в них не ставятся конкретные задачи по подготовке к обучению грамоте.

Вся коррекционная работа проходила в нетрадиционной формате. В занятиях присутствовала системность, весь материал подобран с учетом актуальности той или иной темы. Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, давали возможность детям не испытывать усталости и не снижали интерес к занятиям в целом.

На каждом занятии решались следующие задачи:

  1. Коррекция звукопроизношения с помощью артикуляционной гимнастики.
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  5. Развитие и коррекция графомоторных навыков.

Основные умения:

  • представление о способе образования согласных звуков
  • представление о твёрдых и мягких звуках, звонких и глухих на наглядном материале (кубиках Зайцева).
  • характеристика согласного звука с учетом акустических и артикуляционных особенностей
  • определение наличия заданного звука в слове на слух и с помощью картинок в начале, в середине, в конце
  • деление слова на слоги (хлопками)
  • умение строить предложения с заданным словом
  • развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, игры на составление букв из счётных палочек, ниточек, камешков Марблс, массаж кистей рук массажёром Су-джок
  • развитие графо-моторных навыков, игры на профилактику графической дисграфии и дислексии
  • уметь находить твёрдый и мягкий склад, звонкий и глухой склад
  • уметь составлять слова из двух складов и выделять ударный звук в складе, составлять как самостоятельно, так и опорой на картинный материал или само слово.
  • уметь находить названный склад

Занятия строилось в несколько этапов: 1. артикуляционная гимнастика, направленна на изучаемый звук. 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Игры на развитие фонематического слуха и восприятия: угадай с каким звуком мы будем знакомиться, выделяя его из серии названных слов. 4. Выкладывание буквы из камешков Марблс или счётных палочек. 5. Чтение стихотворения про изучаемую букву. 6. Логоритмические упражнения про изучаемые буквы. 7. Нахождение изучаемого звука и буквы на кубиках и на таблице. 8. Чтение складов с изучаемыми звуками. 9. Составление заданных слов из двух предлагаемых складов. 10. Задания в тетради, по закреплению пройденного материала.

Раскроем более подробно содержание и методику логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с тяжелым нарушением речи.

Первое упражнение: «Угадай, что я покажу. Узнай, что звучит» (игра на различение буквы от звука).

Педагог произносит звук, а дети должны сказать, что это: буква или звук? Педагог показывает букву, дети должны сказать, что показывает педагог букву или звук?

Второе упражнение: «Найди букву. Произнеси звук».

Перед детьми разложены картинки. На доске вывешены буквы. Дети должны взять любую картинку, назвать её и произнести первый звук, далее отыскать букву на доске и повесить рядом с буквой ту картинку, с какого звука она начинается.

Объясняя при этом, что буква одна, а звуков у неё может быть два: твёрдый звук, например «М», и мягкий звук, например «М*» — буква «М».

Третье упражнение: «Назови, какой звук: звонкий или глухой?»

Педагог прячет за спиной кубик «железный», на нём звонкие согласные и звенит им. Внутри лежат железки. Предлагает детям угадать, какой звук они слышат: звонкий или глухой?

Так же с «деревянным» кубиком. Педагог звенит, внутри кубика лежат деревяшки. Какой звук: звонкий или глухой? После того как дети угадали, педагог показывает кубик и что внутри каждого кубика лежит.

Четвёртое упражнение: «Сделай так же» с зеркалом.

Педагог показывает и называет картинку с артикуляционным движением, дети должны его правильно показать. Таким образом, артикуляционный аппарат ребёнка начинает правильно работать, что способствует развитию правильного звукопроизношения.

Пятое упражнение: «Пальчиковая гимнастика».

Каждую неделю педагог проводит с детьми комплекс пальчиковой гимнастики. Например: «Улитка»

«Тычет рожками улитка (дети тычут указательным и средним

пальцем в противоположную ладонь)

Заперта в саду калитка.

Ты открой скорей калитку (дети «открывают» в сторону ладонь)

Пропусти домой улитку» (улитка «пальцы детей» проползает домой).

Шестое упражнение: «Угадай с каким звуком сегодня мы знакомимся». «С какой буквой».

Педагог называет слова, при этом выделяя голосом изучаемый звук в начале, в середине и в конце слова, как мягкий, так и твёрдый. Ребёнок должен услышать звук, который часто повторяет педагог и назвать его. Например: Нос, короНа, слоН, пеНь, Нитки, коНьки.

Какие звуки: Н, Нь. Педагог показывает букву- «Н».

Такие же задания с гласным звуком и буквой.

Седьмое упражнение: «Подними ладошку нужного цвета». «Покажи кубик».

Педагог называет звуки, а дети должны поднять «ладошку» того цвета, который соответствует звуку. Синюю «ладошку» — звук твёрдый. Зелёную- мягкий. Красную- гласный.

После знакомства с кубиками, дети поднимают кубик соответствующего размера. Большой кубик- твёрдый звук. Маленький- мягкий звук.

Восьмое упражнение: «Поймай звук» (картинки с тем звуком, который изучали на данном занятии).

  1. вариант. На слух. Педагог называет детям слово, они должны хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук в названном слове.
  2. вариант. С помощью зрения. Педагог показывает картинки. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда увидят картинку с заданным звуком.

Девятое упражнение: «Сколько слогов».

Педагог показывает картинку, дети должны определить хлопками, сколько в нём слогов и показать карточку с соответствующим числом.

Десятое упражнение: «Цветик многоцветик».

Когда изучили звук и прочитали склады, дети придумывают с данным складом слово, а потом предложение с этим словом.

Например: Звуки «Л, Л*». Ребёнок прикрепляет прищепку с гласной буквой «И». Получается склад «Ли». Называет слово «лимон». И придумывает с ним предложение: «лимон жёлтого цвета и очень кислый».

Одиннадцатое упражнение: «Собери букву».

Детям предлагается собрать из счётных палочек или камешков «Марблс» букву, с которой они знакомятся на занятии.

Двенадцатое упражнение: Задания на листочках.

Закрепление пройденного материала.

Тринадцатое упражнение: «Составь слово».

Педагог предлагает детям по два кубика, на которых написаны склады, из которых можно составить слово.

Педагог называет это слово по складам. Например: РО-МА.

Ребёнок должен отыскать на кубике нужный склад и положить их так, чтобы получилось названное педагогом слово. Далее дети сами, опираясь на картинку найти нужные кубики и сложить данное слово.

Четырнадцатое упражнение: «Позовём слово и найдём ударный звук».

Дети выкладывают свои кубики со словами на полку, далее «зовут» слово так, чтобы услышать ударный звук.

Например: РООО-Ма (дети выделяют голосом ударный звук, зовут Рому).

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Тема: Буква А. Звук А.

Познакомить с буквой А. Тренироваться в написании буквы А с помощью счётных палочек и камешков. Выполнять логоритмическое упражнение: «Буква А».

Упражнять детей в нахождении заданного звука в начале, в середине и в конце слова на слух и с помощью предметных картинок. Придумывать слова на заданный звук. Работать по профилактики дисграфии.

Цель: сформировать знания детей о гласном звуке и букве А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Учить правильно произносить звук А. Учить выделять гласный звук из ряда звуков, из слогов, в слове. Обозначать его буквой А при помощи счётных палочек или камешков Марблс.

Коррекционно-развивающие. Формирования фонематического слуха и восприятия. Формировать силу голоса, речевое дыхание, слуховое внимание. Координировать речь с движением при выполнении логоритмического упражнения. Закреплять понятие звук и буква, гласный звук. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Формировать положительные установки на участие в занятии, усидчивость, умение слушать и слышать педагога и детей, выполнять задания педагога.

Оборудование: карточка с буквой А, счётные палочки, камешки Марблс, картинки, где есть звук А, листы с заданиями на каждого ребёнка, кубик «золотой» с буквой А, зеркала на каждого ребёнка.

Ход занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Педагог показывает детям картинку, произносит её название и показывает детям, как правильно его выполнять: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Качели», «Окошко». Дети, сидя перед зеркалом, выполняют упражнения. Все упражнения выполняются под стихотворения педагога, которые соответствуют названию упражнения.
  2. Потом дети вместе с педагогом выполняют пальчиковую гимнастику «Мы делили апельсин», при этом проговаривая стихотворение и выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом.
  3. Далее педагог показывает ребятам картинки и называет их. В каждой картинке есть изучаемый звук. Дети должны услышать и назвать тот звук, который чаще других повторяется: апельсин, пальто, акула, пальма.
  4. Далее педагог предлагает детям познакомиться с буквой и выкладывает её на доске, читая стихотворение: «Вот два столбца наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… «А».

Таким образом у детей формируется представление о букве А.

Это буква А, мы её видим. Звук А, мы произносим. Произнесите его. Вам мешает что- нибудь при его произношении- нет. Потому что звук А- гласный. Преграды нет. Язык лежит спокойно за нижними зубами. Воздух выходит свободно. Он тянется, его можно пропеть. Ааааа.

5. Дальше педагог предлагает детям выложить у себя на столе букву А, при этом формируя в сознании детей, что это буква. Буквы мы видим и пишем, а слышим и произносим- звуки. Дети повторяют.

6. Педагог вместе с детьми выполняет логоритмическое упражнение по методике Волковой – произнесём звук «А» и покажем букву «А». Дети набирают воздух в лёгкие через нос и при выдохе через рот произносят длительно, но не напряжённо звук «А», при этом синхронно выполняя движения руками вверх, а потом в стороны.

7. Далее педагог показывает ребятам кубик «золотой», на котором написаны гласные буквы. И предлагает детям найти такой же кубик на таблице складов. Когда дети находят данную букву, то педагог предлагает детям придумать слова, где звук «А» в начале слова, где звук «А» слышится в слове в середине.

8. Потом педагог для закрепления материала предлагает каждому ребёнку выполнить задания на заранее приготовленных распечатках (найти букву А в зашумлённых картинках, найти букву среди других букв, «привести» к букве А в домик те картинки, которые начинаются на звук «А».

9. В конце занятия подводим итог: Сегодня мы с вами познакомились с гласным звуком и буквой А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 41 (162) выйдет
25 октября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год