Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
Логопедия
Автор: Осипова Анна Семеновна Миронычева Юлия Семеновна   
11.09.2020 21:41

Инновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНРИнновационные подходы в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР

Миронычева Юлия Семеновна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара

Осипова Анна Семеновна учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 255" г.о. Самара

Наша современность создала такие условия, что многие дети активным, подвижным играм предпочитают игровые приставки, смартфоны. Как следствие физическое развитие формируется с запаздыванием, у многих ребят возникают трудности в координации, точности движений. Это, в свою очередь, может сказываться на развитии высших психических функций, в том числе речи, что приведет к сложностям в освоении письменной речи в виде оптической дислексии, дисграфии. А в последствии будут сложности в освоении школьных предметов из-за недостаточной базы школьной готовности: от зрительно-моторной дискоординированности до несформированности самоконтроля и концентрации внимания. Данный факт направил нас на поиск нужного решения для своевременной помощи детям.

 

Скачать конспект

В логопедической работе с детьми с ОНР мы стали использовать балансировочную доску Бильгоу.

В теоретическом обосновании наших упражнений для детей с ОНР лежит концепция А.Р. Лурии, Л.С. Выготского, теория нейропсихологии, учение о трех блоках мозга.

Современная нейропсихология имеют научные доказательства того, что мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка (Л. С. Выготский, А.Р. Лурия).

С помощью мозжечковой стимуляции улучшается восприятие детьми устной и письменной речи, происходит развитие навыков чтения, письма, улучшаются математические способности, развиваются высшие психические функции.

Межполушарное взаимодействие также имеет решающее значение для слаженной работы всего мозга, поскольку оба полушария участвуют в каждом из видов деятельности человека в разной степени. При нарушении функции межполушарного взаимодействия возникают сложности в развитии устной речи, высших психических функций, трудности в обучении, письменной речи, двигательная дискоординированность, эмоциональная нестабильность.

Мозжечок — центральный орган управления движения: сохранения равновесия, регуляция ходьбы, фиксация взора на заданном предмете, контроль мышечного тонуса, регуляция целенаправленных движений, хранение моделей движения (например, как есть ложкой, как писать ручкой).

Стимулируя работу мозжечка занятиями с нейротренажерами, мы развиваем двигательные и когнитивные способности, что в свою очередь может благотворно сказываться на эмоциональном фоне, влиять на поведение ребенка.

Мозжечковая стимуляция, с учетом развития межполушарного взаимодействия, рекомендована к использованию в работе учителей-логопедов. Предлагаем опыт работы по использованию балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе с детьми с ОНР.

Игровые упражнения и задания по активизации и обогащению номинативного, предикативного, адъективного словаря, развитию лексико-грамматических категорий, автоматизации звуков, формированию слоговой структуры слова выполняли на балансировочной доске с кинезиологическим мячом, мешочками с различными наполнителями, умной восьмеркой.

Приведем примеры логопедических заданий с использованием балансировочной доски Бильгоу.

  • Игра "Вспомни, произнеси".

Цель: активизация и расширение словаря по лексической теме, развитие вербальной памяти, развитие навыков звукового анализа, развитие координации.

Ребенок залазает и слазает с балансировочной доски Бильгоу (Рис. 1)(далее «доска») спереди, сзади, с обеих сторон, произнося слова на определенную лексическую тему, вспоминает и произносит слова на определенный звук, отраженно проговаривает слова для автоматизации звуков.

Рис. 1 Балансировочная доска Бильгоу и кинезиологические мячи

  • Игра "Пловцы".

Цель: автоматизация звука на уровне слога или слова, развитие координации.

Ребенок сидит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает выполнять упражнения для рук: имитация плавания, вращательные движения руками вперед, назад, и параллельно произносить поставленный звук на уровне слога или слова.

  • Игра "Посмотри — повтори".

Цель: формирование правильного дыхания и навыка голосоведения, развитие координации, чувства равновесия.

Ребенок стоит на балансировочной доске, смотрит за движениями логопеда (подняться на носочки; наклониться вперед; повороты головы) и выполняет дыхательную гимнастику; (подняться на носочки и присесть; опустить голову вперед) и выполняет голосовую гимнастику, сохраняя равновесие в процессе упражнений.

  • Игра "Бери и говори".

Цель: практическое образование уменьшительно-ласкательных форм существительных, образование относительных прилагательных, развитие диалогической речи, развитие слухового внимания, чувства рифмы, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.

Ребенок стоит на балансировочной доске наклоняется вперед, берет кинезиологический мяч (Рис. 1)(далее «мяч»), кидает его логопеду, затем ловит. Аналогично с кинезиологическим мешочком (Рис. 2)(далее «мешочек») и играет в игры "Назови ласково", "Какой, какая, какие, какое?", "Каков вопрос, таков ответ", "Доскажи словечко".

Рис. 2 Кинезиологические мешочки

  • Игра "Задания выполняй и повторяй".

Цель: автоматизация звуков на уровне слогов и слова, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.

Ребенок стоит на балансировочной доске, учитель-логопед предлагает задания на автоматизацию звуков на уровне слога, слова с одновременным выполнением движений (поймать и кинуть логопеду мешочек обеими руками, только правой рукой, только левой рукой; поймать правой, а кинуть левой; поймать левой, а кинуть правой; самостоятельно подкидывать и ловить мешочек обеими руками, только правой, только левой, перекидывать из правой руки в левую и обратно).

  • Игра "Послушай, расскажи".

Цель: формирование звукопроизношения в связной речи, развитие координации, точности движений, развитие межполушарных связей.

Упражнения аналогичные игре «Задания выполняй и повторяй», но на уровне связной речи (в т.ч. стихотворений).

  • Игра "Меткий стрелок".

Цель: развитие слухового и зрительного внимания, слухового восприятия, фонематического анализа, моторной ловкости, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, межполушарных связей.

Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в напольную мишень (Рис. 3): 1) попасть в заданную фигуру определенного цвета; 2) попасть в определенную цифру заданного цвета; попасть в заданный сектор (например, правый верхний угол; второй ряд, средний столбец); 3) попасть в цифру, которая начинается со звука [ч].

Рис. 3 Напольная мишень

  • Игра "Чуткое ухо — зоркий глаз".

Цель: развитие слогового анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, моторной ловкости.

Ребенок стоит на доске, учитель-логопед предлагает попасть мячом в цифру на напольной доске-мишени, которая соответствует определенному количеству слогов в слове.

  • Игра "Умная восьмерка".

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, формирование графического образа букв, развитие интонационно-ритмической стороны речи, логического мышления, межполушарных связей, моторной ловкости.

Ребенок стоит на доске, держит в руках умную восьмерку (Рис. 4), катает шарик по восьмерке, произносит отраженно автоматизируемый звук на уровне слогов, слов, предложений; повторяет слова, предложения с различной заданной интонацией, силой, высотой голоса, темпом.

Рис. 4 Умная восьмерка

Ребенок стоит на балансировочной доске, держит в руках умную восьмерку, катает по ней шарик, и проговаривает из каких элементов состоит заданная буква, мысленно ее представляя.

 Игра «Головные уборы»

Ребенок стоит на балансировочной доске, чередует движения: правая рука хлопает по голове, а левая гладит по кругу живот. Затем поменять положения рук.

Упражнение «Шапочка»

Где же твоя шапочка?

Ну-ка посмотри!

Одевай-ка шапочку,

Раз, два, три.

 Упражнение «Заяц и волк»

Заяц: пальчики в кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы.

Волк: ладонь параллельна туловищу, большой пальчик выставлен вверх, мизинец опущен вниз.

Чередовать руки.

Скачет заяц по полянке

А за ним бежит волчок.

Волк зайчонка не догонит,

Не ухватит за бочок!

 Упражнение «Полицейский»

Одна рука прикладывается ко лбу, как козырёк, другая рука показывает «всё хорошо». Чередовать движения рук.

Полицейский-постовой, -

На дороге он – герой!

За порядком всё следит,

Ехать всем скорей велит!

 Упражнение «Звезда и метеорит»

Одна рука показывает звезду (раскрытая ладонь), другая рука показывает метеорит (пальцы собраны в кулак)

Я – весёлый звездочёт.

Звёзды все – наперечёт.

Игры и задания с балансиром, мишенью, кинезиологическими мячиками и мешочками могут варьироваться и с большим энтузиазмом принимаются детьми, что крайне важно в работе логопеда.

С помощью данного метода с применением балансировочной доски Бильгоу представляется возможным эффективно реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу одномоментно различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата, в более короткие сроки.

Литература:

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание// Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2001.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год