Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе.
Логопедия
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна   
18.05.2020 12:25

Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе.Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе.

Е.А. Бурдукова, учитель – логопед МБДОУ №36 «Яблонька» г.Сургут ХМАО

Правильно говорящий ребенок — здоровый ребенок.

Современные технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. Альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Цель: обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей. Организуя коррекционную работу, ставлю оздоровительные задачи:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям);
  • коррекция недостатков речевого и психомоторного развития.

В своей практической деятельности выделяю 3 вида современных здоровьесберегающих технологии:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, релаксация, зрительная и пальчиковая гимнастика, кинезиология, Су – Джок терапия.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, сказкотерапия, массаж и самомассаж
  3. Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, дыхательная гимнастика, фонетическая ритмика, тонирование, психогимнастика.

Для сохранения и укрепления психического здоровья, на занятиях использую следующие оздоровительные приемы:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы (физкультминутки) — эффективный способ предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены деятельности. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения, их успокоения проводится мышечная релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих эмоциональное возбуждение, напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарат, восстанавливает силы ребенка.

Зрительная гимнастика помогает снять напряжение, вызывает эмоциональный подъем и направлена на профилактику зрительных нарушений. Пальминг – это упражнение на расслабление глаз и восстановление зрения.

Пальчиковая гимнастика. Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой.

Кинезиологические упражнения ( «гимнастика мозга») – универсальный метод развития умственных способностей через двигательные упражнения рук. Упражнения помогают стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение.

Су-Джок терапия ( «Су» — кисть, «Джок» — стопа) — восточная технология оздоровления организма, применяется для стимуляции высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

 улучшает психоэмоциональное состояние детей;

 повышает физическую и умственную работоспособность;

 развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику;

 оказывает стимулирующее влияние на развитие речи.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Игротерапия – это метод взаимодействия на детей с использованием игры.

Цель: дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка.

  • Игры с различными предметами и материалами (фасолевые ванны, игры с крупами, различными предметами);
  • Развивающие игры (мозаика, пазлы, дидактические игры), цветные шарики Марблс;
  • Театральные игры
  • Игры с песком

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, развитие речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Тантамареска – это кукла с вырезанными отверстиями, при помощи которой отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж представляет одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса.

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика-выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика регулярное ее выполнение помогает:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

Одним из видов артикуляционной гимнастики является биоэнергопластика. Под красивым словом понимается сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста и объединены в единый сюжет.

Дыхательная гимнастика корректирует речевое дыхание, помогает выработать правильное распределение выдоха при произношении звуков. Работа над дыханием является важной не только в логопедической работе, но и профилактике простудных заболеваний.

Фонетическая ритмика-обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук. А также выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания.

Тонирование — произнесение или напевание гласных звуков (повышает активность организма и стимулировать мозг).

Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, позволит сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысить эффективность обучения и коррекции, активизировать познавательный интерес к занятиям, повысить речевую активность, а главное — сохранить психологическое, так и физическое здоровье наших детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год