Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР
Логопедия
Автор: Тарасова Елена Алексеевна   
22.04.2020 15:02

Современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНРСовременные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР

Проблема нарушения речи у ребёнка дошкольного возраста оказывает влияние на формирование всей его познавательной деятельности и уровень общего развития. В дошкольный период происходит общее развитие ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций, определенный уровень развития познавательной деятельности [4, с.684].

Поэтому, методологической основой изучения речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) являются современные представления о формировании их связной речи. Вместе с тем, нарушения познавательной деятельности отрицательно влияют на процесс развития речи в целом.

Недостаточная сформированность всех речевых компонентов у детей с ОНР впоследствии ведёт к трудностям усвоения ребёнком школьной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация [4, с.684].

 

На сегодняшний день существует целый ряд современных методов и технологий в коррекционной логопедической работе, которые направлены на преодоление речевых нарушений, выражающихся в нарушенном звукопроизношении, слоговой структуры слова, нарушенных лексико-грамматических связях, в бедном словарном запасе.

Одной из таких технологий является биоэнергопластика, которая нацелена на коррекцию звукопроизношения, мелкой моторики пальцев, расширение активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР. Биоэнергопластика представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движения кистей рук. Данная технология позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Осязательные ощущения обусловливают чёткую работу артикуляционных органов, что является важным условием на первых этапах постановки звуков [3, с.94].

Логоритмика представляет собой игровой метод коррекционной работы, сочетает в себе коррекцию нарушений речи с формированием сенсорных и двигательных возможностей детей. Логоритмические упражнения включают в себя игры под музыку на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики. В процессе применения логопедической ритмики у детей с ОНР наблюдаются значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в обогащении активного словаря [2, с.124].

Наглядное моделирование представлено символами, схемами и картинками, основывается на образовании ассоциативных связей, замене абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное или кинестетическое представление. Использование данной технологии успешно зарекомендовало себя в коррекционной логопедической деятельности. Наглядное моделирование способствует становлению и развитию речевых функций у ребёнка с ОНР, обогащает словарный запас, развивает фразовую, а затем и связную речь. При этом дошкольники учатся работать с наглядными моделями, выделять существенные признаки понятий, устанавливать отношения подчиненности в элементарных понятийных структурах, сравнивать понятия разной степени обобщенности [5, с. 5].

Также следует сказать и о имаготерапии – театрализации, включающей в себя: куклотерапию и сказкотерапию. Вследствие сниженной речевой функции и несформированных коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР данная технология способствует развитию связной речи детей данной категории, развивает коммуникативные навыки, монологическую и диалогическую речь [1, с. 473].

Резюмируя всё выше сказанное следует констатировать, что рассмотренные нами современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР имеют высокую эффективность и значимость в развитии речевых навыков.

Список литературы

  1. Глухова, А. Е. Имаготерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 467-473. — URL: https: //moluch. ru/archive/76/12892/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  2. Русакова, Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста / Е. А. Русакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 121-124. — URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/187/9668/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  3. Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL: https: //moluch. ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  4. Сергеева, О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 682-684. — URL https: //moluch. ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 20. 04. 2020).
  5. Фатеева, Г. И. Характеристика наглядного моделирования как метода развития речи у детей с общим нарушением речи // Актуальные задачи педагогики. материалы IX Междунар. науч. конф. июнь 2018 г. — М., 2018. — С. 3 -5.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год