Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический досуг с использованием театрализованных игр (старший дошкольный возраст) ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ
Логопедия
Автор: Лубяко Людмила Васильевна   
10.04.2020 17:33

Логопедический досуг с использованием театрализованных игр (старший дошкольный возраст) ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬЛогопедический досуг с использованием театрализованных игр (старший дошкольный возраст) ДРУЗЬЯ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ

Цели:

  • Систематизировать представление детей об окружающем мире (сезонных явлениях, об одежде, обуви, головных уборах, животном мире и особенностях обитания диких и домашних животных);
  • Расширить предметный словарь детей по изученным лексическим темам;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Доставить удовольствие детям.

Актуальность

  • Реализуется комплексно-тематический подход и интеграция работы специалистов;
  • Используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР);
  • Осуществляется плавный интегративный переход из одного вида детской деятельности в другой;
  • Проблемная ситуация решается разными способами;
  • Упражнения образовательной кинезиологии способствуют усиленной работе мозга и формированию ведущей руки (профилактика левшеств).

Скачать материалы к проекту

Предварительная работа

  • Изучение лексических тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Дикие и домашние животные», «Зима».
  • Чтение художественных произведений Е.И. Чарушин «Волчишко и др», «Про Томку», М.М. Пришвин «Ежик», В.Бианки «Первая охота», сказки «Три поросенка» С.В. Михалкова, «Заяц и еж», «Волк и лиса» бр. Гримм, «Медведь и солнце» Н.Сладкова.
  • Рассматривание иллюстраций художников И.Э Грабаря, И.И. Шишкина в альбоме Н.В. Нищевой «Четыре времени года».
  • Систематическое проведение упражнений по образовательной кинезиологии.
  • Систематическое проведение социоигр «Человек к человеку», «Четыре стихии», рус. нар. игр «Улиточка», «Маланья».

Материалы и пособия:

  • контуры зимних деревьев, вырезанные из картона¸ фанеры, пенопласта;
  • мягкие модули ( «сугробы»)
  • картинки с изображением теплых вещей: «шуба», «валенки»
  • разрезные картинки (на каждого ребенка), целая картинка разрезана на 5 частей

(шуба, валенки);

  • шапочка «сороки», маски «белых медведей» (5 шт);
  • картинки-схемы артикуляционных упражнений;
  • клубок с нитками;
  • детская рукавичка;
  • кусочки ваты;
  • голубой фонарь (голубая электрическая гирлянда);
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • презентация к занятию с «озвучкой».

Сценарий досуга

Часть группового помещения оформлено как «зимний лес».

Логопед с детьми в другой половине группового помещения, где находится проектор и экран.

1. Мотивационно-ориентированный этап

Логопед загадывает загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Все покрылось серебром.

Правильно, это зима! Ребята, а вы заметили, что и к нам в город пришла зима?

слайд 1 «Зима в городе» (звуки шума города)

Как изменился город? (Он стал белым: на крышах и на деревьях лежит снег, на земле — белые сугробы)

А как изменилась одежда людей? (Люди надели шапки, пальто, шубы, теплые штаны, сапоги, валенки, шарфы)

Почему люди так одеты? (Потому что на улице холодно, и люди, чтобы не замерзнуть, одеваются тепло)

Люди не мерзнут в теплой одежде, а животные зимой? (они мерзнут).

Все животные мерзнут? (домашние животные не мерзнут).

Как домашние животные спасаются от стужи? (домашние животные живут под защитой человека, в теплых специальных помещениях).

Кто помнит, как называются эти помещения? (коровы живут в коровнике, лошади – в конюшне, свиньи – в свинарнике, овцы – в овчарне и т.д.)

Слайд 2 «Дикие животные зимой»

А что делают дикие животные для того, чтобы не мерзнуть? (они «меняют» летние шубы на зимние).

Логопед: Где обитают дикие животные? (в лесу)

Давайте, вспомним, как называются жилища у лесных зверей? (волк – в логове, лиса – в норе, медведь спит в берлоге, белка – в дупле и т.д.).

Логопед: Ребята, представьте себе зимний лес! Как вы думаете, красиво зимой в лесу?

Вы хотели бы попасть в такой лес и посмотреть, что там происходит зимой? Не страшно?

Тогда закройте глаза и вместе произнесем волшебные слова:

«Раз, два, три — повернись, в лесу зимнем окажись!»

(выключается свет, зажигается голубая подсветка – гирлянда. Дети переходит в зону «зимнего леса»).

Слайд 3 «Зимний лес» (звуки зимнего леса: звук дятла + нежная мелодия)

Логопед: Попробуйте рассказать о том, что происходит сейчас на зимней лесной полянке! (Все покрыто белым снегом. Не слышно никаких звуков, кроме стука дятла. Солнце искрится в снежинках. Зверей не видно, только цепочка следов говорит нам о том, что здесь пробежал заяц, а за ним кралась лиса).

Логопед: Здесь, действительно, красиво, но как холодно! Давайте, погреемся! (дети разводят руки в стороны, а затем обнимают себя, скрещивая руки на груди, чередуя руки: то правая сверху, то левая; а теперь погреем уши и нос, они тоже замерзли – упражнение «ухо-нос»)

Теперь можно идти дальше.

(Под мелодию со слайда)

Зайка скачет по кусточкам, скачут на обеих ногах, сделав «ушки»

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, прыгают, сложив руки перед грудью

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка-косолапый, идут вперевалку

У него кривые лапы.

Смелый зайка не боится, бегут по кругу, виляя «хвостом»

Не поймать его лисице.

Логопед: Ох, как мы устали!

Где ж такое место есть, чтоб могли бы мы присесть?

Но все же, кажется, нашли — ведь не зря, же в лес пошли!

(дети садятся на мягкие модули, оформленные под «сугробы»)

Свет зажигается, но не весь.

Слайд 4 Сороки (звук стрекотанья Сороки)

Логопед: Вижу я: летит Сорока,

по прозванью — Белобока.

Закричала-затрещала:

Сорока (ребенок):

«Три сороки — тараторки тараторили на горке»

Логопед: Давайте поиграем с сорокой? Повторим ее скороговорку сначала шепотом, потом нормальным голосом, а потом громко! «Перетрещим» сороку! Хотите? (да)

Дети:

Три сороки-тараторки тараторили на горке!

Логопед: Ой-ой, хватит вам трещать!

Сорока! Начинай вещать!

Расскажи-ка лучше о лесных новостях.

Сорока:

Старый филин прочел в толстой книжке,

Что на Севере живут белые мишки!

От мороза они дрожат

И зимой, говорят, не спят!

А чтобы не замерзнуть, делают гимнастику!

Вот такую! Я покажу!

(показывает детям карточки)

«Улыбочка — трубочка» «Блинчик» «Чашечка»

«Вкусное варенье» «Качели» «Дятел»

Логопед: Бедные мишки! Им так холодно! Некому о них позаботиться! А как вы понимаете, что значит быть добрым и заботливым? (ответы детей)

Если человек заботится только о себе, сможет ли он быть по- настоящему счастливым? Почему? (ответы детей)

Что произойдет, если ваши родители будут заботиться только о себе? (ответы детей)

Трудно быть заботливым? Почему? (ответы детей)

А можно быть заботливым хозяином? (ответы детей)

А можно быть заботливым по отношению … к своим вещам? (ответы детей)

Вы знаете, как нужно заботиться о своей одежде? (ответы детей)

А как мы можем позаботиться о замерзающих мишках? (варианты ответов детей).

Логопед: Правильно! Надо взять теплые вещи и доставить их белым медведям!

Чтобы быстрее это сделать, нам надо объединиться в команды.

Объединение в команды:

На ковре в стороне лежат разрезные картинки на каждого ребенка. В собранном состоянии их две. Дети по картинкам объединяются в две команды, составив из карточек предметы:

  1. команда — шуба,
  2. команда — валенки

Каждая команда договаривается, где они сядут и начинают обсуждения. Вопрос к командам одинаковый: как надо заботиться о данном предмете одежды. Ребята договариваются, кто будет отвечать после обсуждения.

После ответов команды получают целую картинку предмета одежды.

Логопед: Да, вас можно назвать заботливыми, потому что вы умеете заботиться о вещах, и о бедных белых мишках!

Но как же мы попадем на Север?

Залетает Сорока (ребенок)

Сорока: (говорит быстро)

А я вам принесла волшебный клубочек. Мне моя бабушка сказала, что его надо размотать, но при этом, что-то говорить, а там что-то случится волшебное, но я не дослушала и полетела, поэтому не знаю, что будет дальше!

Логопед: Какая же ты невнимательная! Но мне кажется, я знаю, как нам помочь!

Чтобы преодолеть холодные снега, нам надо подобрать слова-родственники к слову «снег».

Мы будем передавать друг другу этот волшебный клубок, при этом разматывая его, и будем называть слово-родственник, а чтобы наша волшебная нить распускалась быстрее, надо всем встать в круг (все дети встают в круг).

(Снежок, снежный, снежинка, снегирь, Снегурочка, снеговик, заснеженный, подснежник, снегоход, снегопад).

Логопед: Но вот, клубок распустился: а в нем… волшебная рукавичка!

Я вижу, у вас замерзли руки! Я буду давать каждому из вас рукавичку, и вы согреете свои руки. Поиграем в игру «Скажи все наоборот».

В шапке тепло — в панамке … (холодно)

Осенью теплее — зимой… (холоднее)

Ворона большая — воробей… (маленький)

Сосна справа — береза… (слева)

На деревьях ветки длинные — на кустах… (короткие)

Лисичка идет — зайчик … (прыгает)

Зимой елка пушистая — а береза… (голая)

Днем в лесу светло — ночью… (темно)

Река широкая — ручей… (узкий)

Логопед: А вьюга разыгралась не на шутку!

(Выключается свет, опять голубая подсветка)

Физминутка: упражнение на дыхание: предлагает детям кусочки ваты, дети стараются дуть так, чтобы, «снежинки» не опускались на пол)

Логопед:

Снегопад в лесу прошел -

Все кругом бело.

Словно пухом из перины,

Землю замело!

Стало все вокруг бело!

Поиграем со словом «белый»? (поиграем)

У меня варежки белые.

Света, а у тебя какая куртка? — …белая

А у Ильи какие сапоги? — …белые

(вопросы детям: дуб какой? — белый, снег какой? — белый, ветки какие? — белые, дорога какая? — белая, река какая? — белая, озеро какое? — белое, елки какие? — белые, поле какое? — белое).

Слайд 5 Север (звуки пурги)

Логопед: Вот мы и на Севере! Какие сугробы! Нам нужно их преодолеть! (дети идут по кругу: упражнение «Перекрестные марширование»)

Пока дети шагают, педагог надевает шапочки-маски на «белых медведей» (5 детей)

Слайд 6 «Белые медведи»

Логопед: Наконец-то мы и дошли до наших друзей, белых медведей! Покажите, какие вы грустные! (дети — «медведи» показывают своим лицом грусть).

Ребята, а вы улыбнитесь нашим новым друзьям (все дети улыбаются), отдайте ваши подарки (картинки) и выскажите ваши пожелания! (будьте здоровы, не болейте, живите долго, мы вам всегда поможем, берегите себя, закаляйтесь, чтобы не болеть).

Логопед: А теперь можно и поиграть всем вместе, чтобы согреться!

Игра «Дети-медведи»

(Дети договариваются с «белыми медведями», кто с кем будет в паре, затем «белые медведи» встают во внутренний круг, «дети» — во внешний. Под музыку «Как на тоненький ледок…» оба круга двигаются в разных направлениях. Музыка прекращается, напарники должны найти друг друга и выполнить указание: «Дети-медведи встали спиной!», затем указания меняются: «Встали правая рука к правой руке… левое плечо к левому плечу… правая нога к правой ноге… лоб ко лбу» и т.д.)

Логопед: Вам весело было играть с друзьями? Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Может нам вместе сфотографироваться на память? ( «фотографирует»).

А теперь нам надо прощаться с новыми друзьями! В детском саду напечатаем фотографии и пришлем нашим новым друзьям — белым медведям.

«Раз, два, три повернись — в своей группе окажись!»

Гаснет свет. Звучит музыка. Дети переходят в учебную зону.

Слайд 7 «Детский сад»

В группе включается свет.

2. Рефлексивно-оценочный этап

Логопед: Ребята! Где мы сейчас с вами были?

Кому помогали?

Что можно сказать о нашем поступке?

А как понять поговорку: «Доброе дело — что дождь в засуху»?

Вам приятно было делать хорошее дело?

А теперь начнем изготавливать фотографии, мы ведь обещали выслать их на Север нашим друзьям!

Переход к рисованию или лепке белого медведя (по желанию детей).

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2002.
  2. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения», С-Пб, «Литера», 2011
  3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий», М., «ТЦ СФЕРА», 2010
  4. Л.В. Лубяко «Театр Маленького Актера» — конспекты занятий по актёрскому

мастерству», общероссийский фестиваль «Открытый урок», издат. дом «1 сентября», М., 2012

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год