Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»
Логопедия
Автор: Котельникова Ольга Ивановна   
09.03.2020 21:34

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

Коррекционно – развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата
  • уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш]
  • развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш]
  • развивать речевое дыхание
  • развитие мелкой моторики рук
  • дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям
  • воспитывать желание заниматься.

Оборудование:

  • сундучок с заданиями
  • индивидуальное зеркало
  • мяч
  • сюжетные картинки
  • магнитная доска
  • проектор

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Я получила видеописьмо от Мишутки. Давайте посмотрим. Видеозапись выходит на экран. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Я приглашаю вас на прогулку в сосновый лес. Прогулки в сосновом лесу очень полезные для здоровья. А чтобы вам было не скучно – я приготовил для вас задания. После выполнения каждого задания вы получите лепесток. А что получится- увидите в конце прогулки. Удачи вам, ребята!»

Воспитатель: Нас приглашает Мишутка погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки, покружитесь вокруг себя и представьте, что мы в лесу. Открываем глазки. Как много в лесу деревьев! Выходит изображение деревьев на экране.

Воспитатель: Покажите, какие в лесу большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни веточки. Дети расслабляются.

Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, давайте присядем на полянке.

Ребята, чтобы нам дойти до Мишутки, надо выполнить задания. Мишутка нам прислал сундучок с заданиями. Посмотрим, что для нас он туда положил. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Толстые дети приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен ( «чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Воспитатель: Давайте вспомним как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

Дифференциация изолированных звуков

- Как произносится звук [с]? (язык находится у нижних передних зубов, и выходит холодный воздух).

Как произносится звук [ш]? (язык поднимается вверх и принимает форму «чашечки», выходит теплый воздух).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились с заданием и получаем первый лепесток. Лепесток приклеивается на магнитную доску

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру Мишутки «Топай-хлопай». Когда услышите звук [с], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышите звук [ш].

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Получаем второй лепесток. Теперь можно идти дальше.

Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, в сундучке еще есть мячик. Мячик поможет нам идти дальше. А впереди у нас препятствие – кочки. Пройти эти препятствия нам помогут звуки. Давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным).

(Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч воспитателю: са-ша, са-ша, со-ша, са-ша, су-шу, са-ша, со-са, сы- ши, ша-са, ша-са, ша-са, ша-са, шо-со, ша-са, шу-су, ши-си.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились, получаем третий лепесток и идем дальше.

Дифференциация [С], [Ш] в словах Дети садятся на места.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в сундучке. Ой! Что же здесь случилось? Мишутка придумал для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть звуки на место.

Игра «Разложи картинки»

Воспитатель: Ребята, это мешок, а это- сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем картинки, в названии которых есть звук [ш]. В сумку кладем картинки, в названии которых есть звук [с]. (картинки: сок, кошка, шапка, миска, мышка, бусы, носок, ковш, стакан, ананас, шкаф, коса, вишни, камыш)

Проверка.

Воспитатель: Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку сок». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно. Получаем следующий лепесток.

Воспитатель: Ребята, Мишутка еще положил в сундучок конвертик. Что же там? Тут карточки с рамками и картинками.

Определение места звука в словах

Следующее задание: надо определить место звука в слове. Педагог показывает сначала на доске образец со словами: лес, брусника, нос. Далее кладет фишку в нужную ячейку решетки. Дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель. Картинки выводятся на экран.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Получаем пятый лепесток.

А теперь, чтобы нам дойти до лесной опушки надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас уже шестой лепесток. Идем дальше.

Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Воспитатель: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда! Мы пришли в сосновый лес!

На экран выводится картина с изображением соснового леса. Дети за педагогом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на экран выводятся изображения: Мишутка, сосна, сосновые ветки, сосновые шишки, мешок, домик, сосновый лес. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст: Мишутка пошл в сосновый лес. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Под сосной много шишек. Мишутка собирает шишки в мешок. С мешком шишек она спешит домой. Сзади доносится шум соснового леса.

И это задание мы выполнили и получаем седьмой лепесток.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания Мишутки. Собрали все лепестки и получился у нас красивый цветочек. Очень весело и пользой погуляли в лесу. Пора нам возвращаться домой. Закрываем глазки, покружимся вокруг сея. Вот мы и дома.

Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?» Оценка речевой деятельности. Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год