Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Логопедия
Автор: Шолмова Елизавета Викторовна   
29.02.2020 16:32

Коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрКоррекции фонетико-фонематического недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Шолмова Елизавета Викторовна – учитель-логопед, ГБОУ ООШ № 11 СП «Детский сад «Лужайка»

Работая с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, мы отмечаем, что большинство детей ослаблены, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной систем, отмечается недостаточность протекания психических процессов, эмоциональная неустойчивость. Практически у всех детей плохо развита память, мышление, внимание.

Логопедическая работа при ФФН включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

 

Как повысить интерес детей к занятиям, мобилизовать все процессы ребенка? Д.Б. Эльконин считал, что: "Игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных". Восприятие речи не может происходить в полном объеме, если у ребенка нарушено хотя бы одно из психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие). Систематическая коррекционная работа по развитию этих процессов положительно сказывается на преодолении речевого недоразвития. Все сказанное свидетельствует о необходимости проведения с детьми комплексной работы, в которых бы работа по развитию речи успешно сочеталась с развитием памяти, мышления и внимания Используя игровые методы, мы активизируем речь и познавательные процессы, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игры, которые я использую в коррекционной работе, формируют у детей способность добиваться максимальной чёткости в произнесении слов и фраз с заданным звуком и умение оценивать их качество. Я подготовила сборник дидактических игр по коррекции звукопроизношения.

Вашему вниманию представлены несколько игр.

Для расширения и активизации словаря использую игры и игровые упражнения типа «Продолжи…», «Что лишнее?», «Скажи наоборот», «Подбери слово» и т. п.

Формирование и развитие грамматического строя речи:

«Какое слово не подходит», «Собери предложение», «Сосчитай до пяти», «Исправь ошибку», «Назови ласково».

Развитие связной речи: «Когда так говорят», «Объясни словечко», «Что не так».

Развитие зрительно-моторной координации: пальчиковые гимнастика, выкладывание из палочек по образцу, лабиринты, копирование.

Развитие мышления: «Подбери пару», «Что не так», «Скажи наоборот», «Запомни слова, пары слов, цепочку слов».

Развитие внимания: «Умные задачки», «Хитрые вопросы», «Что общего».

Развитие памяти: «Запомни и повтори», «Выкладывание по памяти».

Игра «Цветы и пчёлка». Ребёнку предлагается два цветка: у одного серединка синяя, а у другого – зелёная. Педагог называет слова, если первый звук в слове мягкий согласный, то ребёнок должен поднять цветок с зелёной серединкой, а если звук твёрдый, то с синей.

Игра «Разноцветные корзинки». Материал: картинки с изображе-нием аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, карто-феля, глаза, ложки.

Описание. На наборном полотне — красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой — У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [a], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправлена, игра продолжается.

Игра «Воздушные шары». Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах. Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы. Описание. На картинке изображе-ны девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое — со звуком [з], Соне — со звуком [с].

Игра «Построим пирамиду». Цель: формировать умение опре-делять количество звуков в словах. Материал: 1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка. Описание. Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже — из двух, еще ниже — из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?»

Игра «Веселая рыбалка» (автоматизация звуков [р] и [рь]) На основе игры «Аквариум»

Материал: картинки с изображением рыбака, рыбок (к рыбкам с помощью степлера прикрепить скобы), удочка с магнитиком, ведерки зеленого и синего цвета, предметные картинки на звуки [р], [рь]. Правила игры: ребенок с помощью удочки «ловит» рыбок, на обратной стороне которых приклеены картинки. Как только рыбка поймана, ребенок переворачивает картинку и называет, что на ней изображено, определяет какой звук, твердый или мягкий. Затем кладет р.

Дидактическая игра «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНКА». Игра для детей 5-7 лет. Проводится индивидуально или подгруппой по 2-3 человека.

ЦЕЛИ: автоматизация и дифференциация всех групп звуков. Развивать звуко-слоговой анализ. Совершенствовать грамматически правильную речь. Развивать мелкую моторику. Коррекция фонематического слуха. МАТЕРИАЛЫ: Коробка с отверстиями по всей площади и нарисованной травой; цветочки из плотного цветного картона (синего, жёлтого, зелёного и красного цвета) с маленьким отверстием по центру; палочки от чупа-чупса; основания для свечей к торту; кружочки с нарисованными предметами на все группы звуков с маленьким отверстием по центру. СБОРКА цветка: на острую часть основания для свечи наколоть цветок, сверху приколоть картинку. В широкую часть основания для свечи вставить палочку от чупа-чупса.

ХОД ИГРЫ: На столе выкладываются кружочки с изображением картинок с автоматизируемыми звуками и без них. Каждому ребёнку раздаются цветочки, палочки и основания для свечей.

  1. ВАРИАНТ: Найди картинку с заданным звуком, собери цветок и поставь на полянку.
  2. ВАРИАНТ: На цветок синего цвета помести картинки со звуком С, на зелёный со звуком З (на жёлтый цветок – звук Ж, на зелёный – З и т.д.)
  3. ВАРИАНТ: Если автоматизируемый звук находится в начале слова, поставь его на красный цветок, если в середине – на жёлтый, в конце – на зелёный.
  4. ВАРИАНТ: Собери цветок с автоматизируемым звуком и образуй от данных слов множественное число. С каждой из картинок составь предложение.
  5. ВАРИАНТ: Сгруппируй цветы по какому-либо признаку (одежда, посуда, животные, продукты).

Игра «Весна идет!» Цель игры: закрепление в речи детей правильного произношения звука «Ль». Игровая задача: Кто быстрее доберется до гнёздышка птички.

Количество игроков — 2. Для игры необходимо игровое поле (распечатать на плотной бумаге или картоне), 2 фишки или фигурки персонажей, игровой кубик.

Правила игры: Автоматизация в словах: ребенок бросает кубик и, в соответствии с выпавшим количеством точек, передвигает свою фишку по картинкам, называя их, четко произнося звук «Ль». (Если на кубике выпало 3 точки, то ребенок называет последовательно три картинки: лиса, лейка, лимон и т. д.). Попав на картинку, от которой идет стрелка, игрок передвигает свою фишку на картинку, указанную стрелкой и называет её. Встав на кружок, ребенок закрывает глаза и называет 3 слова со звуком «Ль». Автоматизация в предложениях: Можно не просто называть картинки, а составлять с ними предложения, например, «В лесу живет лиса.»

Также, по ходу игры, можно обсудить с ребенком признаки весны. Например: «Почему снеговик тает?», «Какие еще изменения происходят в природе весной (с птицами, со снегом, с деревьями?», «Что такое капель, первоцветы, проталины?» и т.д.

Картинки: лиса, лейка, лимон, лист, лямки, липа, лев, лента, лютик, лебедь, линейка, лимонад, колесо, телефон, малина, калина, олень, тюлень, билет, балет, валенки, самолёт, улитка, дельфин, пельмени, тюльпан, альбом, фасоль, пудель, медаль.

Литература

  1. Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;
  2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 2008;
  3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
  5. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 2009;
  6. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 2010;
  7. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009;
  8. Т.Р. Кислова По дороге к азбуке – М. 2007;
  9. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год