Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Сенсорная комната – один из инструментов в работе логопеда с детьми с ОВЗ».
Логопедия
Автор: Мокина Юлия Михайловна   
08.02.2020 11:03

«Сенсорная комната – один из инструментов в работе логопеда с детьми с ОВЗ».«Сенсорная комната – один из инструментов в работе логопеда с детьми с ОВЗ».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей», 660031, г. Красноярск, ул. Глинки, 15 А, структурное подразделение «Полянка», тел. 262-84-64

Сведения об авторе: Мокина Юлия Михайловна, учитель – логопед МБДОУ № 41, первая квалификационная категория. Красноярск- 2019

В нашем детском саду в практике логопедической работы, оборудование «сенсорной комнаты» используется недавно.

Внедрение его в логопедическую работу связано, прежде всего, с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей в логопедических группах со сложными, сочетанными го дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы, низкий уровень внимания и памяти.

 

скачтаь конспект

Как правило, традиционная организация обучения дошкольников с нарушениями речи сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Поиски новых форм и методов подтолкнули нас к идее проведения логопедических занятий с использованием сенсорной комнаты.

Находясь в сенсорной комнате, дети взаимодействуют с определенными модулями и стимуляторами, которые позволяют активизировать речевой и познавательное развитие, способствуют более прочному закреплению материала.

Оборудование сенсорной комнаты достаточно разнообразно, благодаря которому возможно наиболее быстрое достижение положительного результата.

Условно можно выделить 2 блока:

1. Блок для активации

органов чувств.

Сюда относятся: мячики для массажа (разные по цвету, диаметру, структуре), подвижные конструкции и игрушки, сухой бассейн, наполненный мячиками или чем – то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть громкими, но не резкими и раздражающими.

Все это стимулирует и поддерживает процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов более активно познает окружающий мир, проявляет двигательную активность, инициирует новые игры и охотно идет на контакт с педагогом.

В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда, некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом».

Через игровые упражнения учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека. Они с удовольствием «превращаются» в различных животных с помощью ободков, изображают их повадки, выполняют движения имитирующие жевание,

двигают нижней челюстью вправо- влево, имитируют голоса животных. Активная работа мышц тела и лица, мимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогают им легко расслабиться и раскрепоститься.

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать этому детей в сенсорной комнате можно с использованием подвесных модулей «Сухой дождь».

Большая часть детей имеет явные недостатки в развитии мелкой моторики. Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью «колючих» мячиков.

Набор шариков с поверхностью из различных материалов можно использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя, пополнения и развития словаря антонимами (большой – маленький, колючий – гладкий и т.д.), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и др.). Игры с тактильными шариками способствуют развитию умения подбирать прилагательные к существительному, учат образовывать относительные прилагательные от существительных.

Сухой бассейн можно использовать для работы с детьми с фонетико – фонематическим недоразвитием, индивидуально или на подгрупповых занятиях, при автоматизации и дифференциации звуков.

А так же при формировании навыка звукового анализа слогов и слов (красные шарики – гласные, синие – согласные твердые, зеленые – мягкие).

Сенсорная дорожка (ортопедические коврики) может использоваться как для индивидуальных, так и для подгрупповых упражнений для детей с ФФНР, ОНР. Эти упражнения направлены на совершенствование фонематических процессов, активизации словаря, повторение чистоговорок (на каждый шаг произносится слог: са-са-са, либо припоминаются слова на заданный звук и наступают на коврик).

2. Блок расслабления и релаксации.

В работе учителя – логопеда активно используется блок релаксационного характера.

В релаксационный блок входит релаксационное музыкальное сопровождение, мягкие подушки, мягкое напольное покрытие. В этом блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятия психоэмоционального и мышечного напряжения, умения ребенка расслаблять мышцы грудной клетки, плечевого пояса и др. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.

Практика показывает, что использование стандартных логопедических занятий в сочетании с занятиями в сенсорной комнате дает положительный эффект в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Таким образом, полифункциональная среда сенсорной комнаты дает возможность расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения. В коррекционной работе учителя – логопеда дошкольного учреждения, полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент для развития речи детей, имеющих тяжелые нарушения в речевом развитии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год