Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Логопедия
Автор: Зотеева Елена Юрьевна   
06.02.2020 23:22

Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара

СКАЧАТЬ

Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор.

Марионила Максимовна пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

 

Слайд 4. Применение камушков «Кабошонов» и шариков «Марбл» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут использоваться с детьми от 3-х лет, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях.

Слайд 5. Упражнение «Знакомство»

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».

Задание: перебирать камушки руками, гладить, пересыпать.

Слайд 6-8. Упражнение для моторики кистей и пальцев рук:

  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • щелкать по шарикам пальцами;
  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • направлять в специальные желобки и лунки – отверстия;
  • выбирать руками из ёмкости предметы отличные от камушков «Марбл»;
  • выбирать камушки из ёмкости с помощью ложки, пинцета, совка.

Слайд 9-11. Познавательные процессы:

  • выкладывание камушков по образцу;
  • запомнить узор на карточке и выложить по памяти;
  • выкладывание ряда ритмичного по цвету, форме;
  • полянки Венгера (ребенок, отыскивая «путь» в разветвленной системе дорожек, отмечает ориентиры);
  • 4-й лишний (ребенок отмечает 4-й лишний заданным цветом и формой);
  • объедини по смыслу (ребенок отмечает одинаковым цветом изображения, относящиеся к одной лексической теме).

Слайд 12-14. Фонематическое развитие:

  • графический диктант (ребенок «шагает» выкладывая камнями путь);
  • «муха в клетке» (ребенок управляет «дрессированной мухой» посредством подачи ей команд ( «вверх», «вниз», «вправо», «влево»), которые она послушно выполняет);
  • звукобуквенный анализ слова;
  • слоговой анализ слова;
  • ритмические ряды (ребенок продолжает ряд, а затем отхлопывает его).

Слайд 15. Знакомство с буквами:

  • закрепление зрительного образа буквы.

Слайд 16-17. Звукопроизношение

  • автоматизация звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Слайд 18-19. Формирование лексико-грамматического строя

  • расширение и активизация словаря (ребенок «закрашивает» или «обводит» (по линии, снаружи, внутри) предметную картинку по лексической теме);
  • «Скажи ласково» (ребенок выкладывает «дорожку» правильно называя слово «ласково»);
  • «Один – много»;
  • «Посчитай 1-2-5»;
  • «Скажи наоборот».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 7 (128) выйдет
1 марта 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год