Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Логопедия
Автор: Зотеева Елена Юрьевна   
06.02.2020 23:22

Методическая разработка по использованию камушков Марбл учителем-логопедом в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Зотеева Елена Юрьевна учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара

СКАЧАТЬ

Слайд 2. Марионилла Максимовна Кольцова (1915 г., Самара – 2006 г.), физиолог, член-корреспондент Российской академии образования, доктор медицинских наук, профессор.

Марионила Максимовна пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Слайд 3. Дети с ОНР имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

 

Слайд 4. Применение камушков «Кабошонов» и шариков «Марбл» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут использоваться с детьми от 3-х лет, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ОНР, ФФНР — это те диагнозы с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеит липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп т и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Данная разработка адресована: учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях.

Слайд 5. Упражнение «Знакомство»

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: ёмкость с камушками «Марблс».

Задание: перебирать камушки руками, гладить, пересыпать.

Слайд 6-8. Упражнение для моторики кистей и пальцев рук:

  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • щелкать по шарикам пальцами;
  • катать между ладоней от 1 до 3-х шариков одновременно;
  • направлять в специальные желобки и лунки – отверстия;
  • выбирать руками из ёмкости предметы отличные от камушков «Марбл»;
  • выбирать камушки из ёмкости с помощью ложки, пинцета, совка.

Слайд 9-11. Познавательные процессы:

  • выкладывание камушков по образцу;
  • запомнить узор на карточке и выложить по памяти;
  • выкладывание ряда ритмичного по цвету, форме;
  • полянки Венгера (ребенок, отыскивая «путь» в разветвленной системе дорожек, отмечает ориентиры);
  • 4-й лишний (ребенок отмечает 4-й лишний заданным цветом и формой);
  • объедини по смыслу (ребенок отмечает одинаковым цветом изображения, относящиеся к одной лексической теме).

Слайд 12-14. Фонематическое развитие:

  • графический диктант (ребенок «шагает» выкладывая камнями путь);
  • «муха в клетке» (ребенок управляет «дрессированной мухой» посредством подачи ей команд ( «вверх», «вниз», «вправо», «влево»), которые она послушно выполняет);
  • звукобуквенный анализ слова;
  • слоговой анализ слова;
  • ритмические ряды (ребенок продолжает ряд, а затем отхлопывает его).

Слайд 15. Знакомство с буквами:

  • закрепление зрительного образа буквы.

Слайд 16-17. Звукопроизношение

  • автоматизация звукопроизношения в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Слайд 18-19. Формирование лексико-грамматического строя

  • расширение и активизация словаря (ребенок «закрашивает» или «обводит» (по линии, снаружи, внутри) предметную картинку по лексической теме);
  • «Скажи ласково» (ребенок выкладывает «дорожку» правильно называя слово «ласково»);
  • «Один – много»;
  • «Посчитай 1-2-5»;
  • «Скажи наоборот».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год