Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи
Логопедия
Автор: Ившина Елена Николаевна   
28.12.2019 11:37

Сотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речиСотрудничество учителя-логопеда с семьей, как одно из условий успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи

Ившина Елена Николаевна, учитель-логопед МДОУ ЦРР «Увинский детский сад №3» п. Ува Увинского района Удмуртской Республики

В дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи. Полноценное владение родным языком является необходимым условием разностороннего развития детей дошкольного возраста. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе. Поэтому важной задачей развития речи в дошкольный период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

 

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, Е.Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, Чиркина Г.В.). Коррекционная деятельность с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации. Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду, поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта, где коррекционная деятельность осуществляется только с детьми 6-7 лет.

Решение данной проблемы возможно при создании единого образовательного пространства по коррекции нарушений речи

воспитанников в дошкольном образовательном учреждении.

Организации единого образовательного пространства способствуют принципы, способствующие повышению эффективности коррекционно-педагогического процесса:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства мониторинга и непосредственного коррекционного процесса.
  3. Принцип дифференцированного подхода к детям с нарушениями речи в процессе формирования у них правильной речи.
  4. Принцип заинтересованности всех участников коррекционного процесса.
  5. Принцип сотрудничества учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения речи и родителями (законными представителями).

Особое внимание в деятельности учителя-логопеда необходимо уделять организации сотрудничества с семьей. Семья является первой ступенью овладения ребенком родным языком. Необходимость тесного сотрудничества педагогов с семьей подчеркивается и в трудах исследователей и известных педагогов. Так, М.М. Прокопьева, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша акцентируют внимание на том, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. По утверждению М.Ф. Фомичевой, В.И. Рождественской, Н. С. Жуковой и др., «... навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка».

Но родители часто не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям. Многие родители плохо представляют (или не хотят), как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи.

Признание приоритета семейного воспитания и актуальности взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей, способствовало созданию и реализации системы работы по сотрудничеству учителя-логопеда с семьей.

Цель: повышение эффективности коррекционной деятельности учителя-логопеда.

Задачи:

  • повышать уровень общей психолого-педагогической культуры родителей
  • воспитывать адекватное отношение к речевому дефекту ребенка, понимание необходимости оказания помощи своим детям в преодолении речевой патологии
  • способствовать установлению партнерских отношений с семьей ребенка
  • способствовать объединению усилий педагогов и родителей с целью развития и воспитания детей, созданию атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопонимания
  • обучать родителей позитивному общению с детьми в специфических видах деятельности и приемам логопедической работы.

Взаимодействие строится в трех направлениях: консультативно-просветительское, коррекционно-обучающее, мониторинговое. В консультативно-просветительском направлении используются следующие формы: наглядная информация в родительских уголках всех групп (буклеты, памятки, папки-раскладушки, лэпбук, папки-передвижки); индивидуальное консультирование родителей по плану и по запросам родителей; открытые занятия; консультации, практикумы, выступления на родительских собраниях разных возрастных групп; дистантная форма (общение с родителями по электронной почте, в социальных сетях). Коррекционно-обучающее направление включает: ведение тетрадей с домашними заданиями; совместные с родителями индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия; занятия семейного клуба «Разумники» в подготовительной группе; разработка и реализация проектов; организация и проведение конкурсов чтецов, речевых уголков в группах. В систему мониторинга включаются анкетирование, отзывы родителей о мероприятиях, опросы, почтовый ящик.

В системе взаимодействия с родителями наряду с традиционными формами особое внимание уделяется интерактивному сотрудничеству посредством совместных с родителями индивидуальных и групповых занятий, разработки и реализации проектов, встреч семейного клуба. Основа данных форм – совместная деятельность учителя-логопеда, детей, родителей при активной смене позиций (авангард, исполнитель, наблюдатель).

Индивидуальные и подгрупповые совместные коррекционные занятия с родителями детей, имеющими ОВЗ и детей, посещающих логопункт, проводятся с целью повышения их грамотности в области развивающей и коррекционной педагогики, побуждения в них интереса и желания участвовать в развитии своего ребёнка. Их особенностью является то, что на таких занятиях родители рядом с детьми или совместно с ними выполняют игровые упражнения и задания. После занятия с родителями обговаривается его ход, уточняется, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались, обсуждаются задания и упражнения, которые были использованы, даются задания на дом для совместного с детьми выполнения. Совместные занятия с родителями способствуют развитию интереса к логопедическим занятиям.

Также в ходе поиска новых форм сотрудничества с детьми и родителями для повышения эффективности коррекционной деятельности, была выбрана такая форма, как семейный клуб. Семейный клуб – это перспективная форма работы педагогов ДОУ с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников педагогического процесса, укреплению семьи, передаче родителям опыта в воспитании и развитии детей.

Был разработан план работы клуба «Разумники», участниками которого являются учитель-логопед, воспитатели и другие специалисты, дети подготовительной группы, родители (законные представители) и другие члены семьи.

Деятельность семейного клуба основывается на принципах:

  • добровольность и открытость – посещение занятий клуба по желанию;
  • комфортность – реализуется путем создания доброжелательной атмосферы, непринужденной обстановки (свободное общение, музыкальное сопровождение, положительный эмоциональный фон);
  • многообразие позиций (авангард, исполнитель, наблюдатель);
  • активность и совместная деятельность.

Цель семейного клуба «Разумники»: расширение сферы участия родителей (законных представителей) в организации речевого развития детей.

Задачи:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки между педагогами, детьми и родителями.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.
  • Учить родителей позитивному общению с детьми в специфических видах деятельности.
  • Развивать артикуляционную моторику, грамматический строй речи, связную выразительную речь детей.

Занятия семейного клуба «Разумники» проходят в форме практикумов, игровых занятий, развлечений, презентаций проектов. Были проведены практикумы: «Веселый язычок», «Умелые ладошки», «Вместе веселее», «Осенняя сказка», и другие; игровые занятия «Осень шагает в желтом пальтишке», «Наши пернатые друзья», «Школа – чудесная страна»; развлечения « «Путешествие в страну правильной речи», «При матери тепло»; презентации проектов «Куклы из бабушкиного сундучка» и «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки».

В ходе занятий используются разные методы и приемы совместной деятельности: коммуникативные игры, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, подготовка рассказов детей, сочинение сказок, лексико-грамматические игры, игры на развитие связной речи, логоритмические упражнения, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и продуктивная деятельность, релаксационные упражнения.

В занятия семейного клуба активно включается продуктивная деятельность: ручной труд (изготовление кукол-оберегов, птиц из ниток, и другое), оригами, аппликация «Осеннее дерево», «Портрет матери» и другие работы. Такая деятельность способствует творческому общению всех участников занятия; повышению точности мелких движений пальцев рук детей, развитию их интеллектуальных способностей, активизации творческого мышления, развитию всех компонентов речи.

В ходе реализации плана работы семейного клуба «Разумники» разрабатываются и реализуются проекты. Так в совместной с родителями и детьми деятельности реализованы проекты «Кукла из бабушкиного сундучка», «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки», «Поселок Ува в LEGO». Участие в проектной деятельности открывает широкие возможности приобщения к сотрудничеству родителей и способствует развитию у детей словарного запаса, связной речи, звукопроизношения, мелкой моторики, внимания, памяти. Так при реализации проекта «Куклы из бабушкиного сундучка» дети и родители дома знакомились с разными видами народных удмуртских и русских кукол-оберегов, готовили рассказ о кукле, изготавливали кукол для мини-музея, а на занятии, которое было посвящено презентации данного проекта, представили свои рассказы и кукол. Проект «Рукотворная книга «В. А. Сухомлинский. Сказки»» был направлен на создание книги, страницы которой «рождались» в ходе совместного семейного творчества. Проект «Поселок Ува в LEGO» способствовал созданию макетов достопримечательностей поселка и составлению рассказов о них.

Результат деятельности семейного клуба «Разумники»: устанавливаются партнерские отношения с семьями воспитанников; родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по развитию речи и устранению речевых недостатков детей в домашних условиях; повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка; у детей развивается лексически грамматически правильная, фонетически чистая речь.

Налаженная система сотрудничества учителя-логопеда с семьей, в которую включаются традиционные и инновационные формы взаимодействия, способствует успешной коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи и в целом, речевому развитию воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год