Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией
Логопедия
Автор: Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева   
28.09.2019 10:56

Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологиейПартнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией

  • Е. Ю. Царегородцева учитель-логопед,
  • С. О. Васильева педагог-психолог

ГБДОУ детский сад №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт- Петербурга

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведение материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развернутая связная речь. Со стороны эмоционально- волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

 

Скачать конспект

Необходимость тщательной и всесторонней проработки организационно- содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного воспитания.

В работе с детьми, имеющими речевые расстройства, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога- психолога и учителя – логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и корректировка эмоциональной сферы.

С этой целью нами был разработан перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей коррекционно — логопедической группы.

Основной принцип организации работы- оказание комплексной психолого — педагогической помощи детям, имеющим речевую патологию. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей; отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно- образовательную среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно- ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение. В среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нудно учитывать, что всегда есть группа детей, в разной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно- развивающего взаимодействия требует сотрудничества логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

  • Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;
  • Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
  • Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля;

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие звуковой стороны речи
  • Развитие лексического запаса и грамматического строя речи
  • Формирование связной речи
  • Формирование полноценных учебных умений и навыков

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

  • Развитие и коррекция ВПФ
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие эмоционально- волевой сферы.

Взаимосвязь в работе логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и поведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания; совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно- развивающей деятельности; разаботку рекомендаций для педагогов и родителей; проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей; оформление наглядной агитации для педагогов и родителей; подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда- развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога- также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:

Направление работы

Логопед

Психолог

Развитие фонематического слуха

Знакомство с многообразием слов, их звучанием.

Деление предложений на слова, слов на слоги.

ü  «Обведи правильно»

ü  «Найди общий звук»

ü  «Паровозик»

ü  «Кто в домике живет?»

Речевое звукоразличение.

ü  «Произнеси правильно»

ü  «Звук спрятался»

ü  «Найди пару»

ü  «Домики для звуков»

Дифференциация звуков

Различение речевых звуков сходных по артикуляции, по звучанию. Темпо- ритмическая сторона слов.

ü  «Звуки поменялись местами»

ü  «Дин и Дон»

ü  «Вверху или внизу»

ü  «Глухой- звонкий»

Различение неречевых звуков и бытовых шумов.

Чувство ритма.

ü  «Чудо- звуки»

ü  «Послушай, как звучит»

ü  «Подбери картинку»

Фонематические представления

Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов. С их наполняемостью.

ü  «Кто как голос подает?»

ü  «Подскажи словечко»

ü  «Слова близнецы»

ü  «Длинный- короткий»

Развитие рече- слуховой памяти и внимания.

ü  «Магазин»

ü  «Пары слов»

ü  «Найди ошибку»

ü  «Запомни слова»

ü  «Вставь пропущенное слово»

Фонематический анализ и синтез

Нахождение местоположения заданного звука в слове.

Определение и характеристика заданного звука.

ü  «Подними флажок»

ü  «Начало, середина, конец»

ü  «Волшебная пуговица»

ü  «Расставь нужные знаки»

Логико- грамматические речевые конструкции. Последовательность.

ü  «Где лежит предмет»

ü  «Подбери следующее»

ü  «Добавь нужный слог»

ü  «Что сначала, что потом»

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога- психолога и учителя- логопеда, но и в большей степени от взаимодействия с родителями. Поэтому, в этом направлении педагогами проводится:

  • Просветительская работа
  • Консультации
  • Оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребенком, проводится в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастет, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребенку.

«Взаимодействие субъектов коррекционно- образовательного процесса в ГБДОУ для детей с нарушениями речи»

В результате взаимодействия учителя- логопеда и педагога- психолога по сопровождению детей с речевой патологией отмечается:

  • Обеспечение целостности, единства коррекционно- образовательного пространства;
  • Осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;
  • Обновление форм и содержания коррекционно- развивающей работы с детьми;
  • Высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;
  • Одним из важнейших результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Литература

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003
  2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Под ред. Мастюковой Е.М. – М.: АРКТИ, 2002
  3. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 1973
  4. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. – М., «Новая школа», 1998
  5. Сиротюк А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М., 2003
  6. Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье (как сохранит психическое здоровье дошкольника). – М., 2001
  7. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация. М., 1985
  8. Широкова Г., Жадько Е. Практикум для детского психолога. Р-н-Д, 2006
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год