Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Логопедия
Автор: Трафимова Елена Александровна   
17.04.2019 13:58

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВОЗМОЖНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Е.А. Трафимова Государственное бюджетное образовательное дошкольное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида Петроградского района

г. Санкт- Петербурга

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. За последние годы увеличилось количество детей, имеющих те или иные речевые нарушения. Поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения дошкольников. В настоящее время формированиеречи у детей, направлено на укрепление здоровья и находит свое отражение в педагогической практике и теории и, в частности, в коррекционной педагогике.

 

Развитие большинства детей с ОВЗ, в том числе и дошкольников с нарушением речи происходит на фоне сопутствующих соматических заболеваний и функциональных нарушений организма. Поэтому своевременное формирование у детей представлений о здоровом образе жизни мы рассматриваем как условие здоровьесбережения.

Актуальность выбранной мною темы заключается в общепризнанном факте того, что здоровье является базовой потребностью человека, а именно ребенка.

Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе учителя – логопеда является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовного, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

В формирование здорового образа жизни дошкольников большую и неотъемлемую часть играют логопедические занятия. Основными задачами служат приемы сохранение и формирования здоровья, коррекция нарушенных высших психических функций, речевых процессов.

На логопедических занятиях формируются приёмы и методы здоровьесбережения: использование компенсаторных возможностей организма, развития мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и другие.

К примеру, регулярное выполнение артикуляционной гимнастики у детей с нарушением речи не только улучшает подвижность артикуляционного аппарата, но и улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, оказывает общеукрепляющее воздействие, нормализует тонус и эластичность и сократительной способности мышц.

Опираясь на труды учёных, значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, и др.).

Дыхательная гимнастикаявляется неотъемлемой частью оздоровительного режима. Как известно, дыхательная гимнастика не только формирует нижнереберно- диафрагмальное дыхание, силу, плавность и длительность выдоха, но и является оздоровительным методом, способствующим насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, получил широкое применениелогопедический массаж. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. В основе механизма действия массажа на организм лежит сложный процесс, обусловленный нервно – рефлекторным гуморальным и механическим воздействием.

Метод релаксации, появившийся за рубежомеще в 30-40 -х. г XX в., направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник, что также способствует расслаблению различных групп мышц. На логопедических занятиях используются релаксационные упражнения по ходу занятия при возникновении у ребенка напряжения или беспокойства. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрироваться на задании, снять возбуждение, что необходимо для коррекции речи. В своей практике мы применяем эти упражнения под классическую музыку.

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. С этой целью используются на занятии игры и упражнения на формирование движений пальцев руки. Немаловажную роль налогопедических занятий я отвожу зрительной гимнастике, которая является основной частью сохранения и укрепления здоровья, улучшает циркуляцию крови, укрепляет мышцы глаз.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся мною ежедневно и очень благоприятно влияют на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста.

В логопедической практике совместно с педагогами детского садамы используем нетрадиционный метод работы по развитию коммуникативных умений у детей с нарушениями речи-интерьвьюирование.

Целью данного метода являетсяобучение умениюстроить диалог и устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками, а также воспитывать культуру речевого общения. Обучать правильному речевому дыханию при ведении диалога. На индивидуальных занятиях с использованием этого метода дети составляют загадки, потешки, используют инсценировки стихов, в том числе о здоровом образе жизни Дети старшего возраста разыгрывают их в лицах, учатся договаривать фразу в предложении. К примеру, в играх «Что ты скажешь продавцу в магазине?», «Уроки Мойдодыра», «В гостях у Федоры», «Кому что нужно, расскажи?» (по теме «Части тела. Человек. Гигиена»). А также описывают сюжетные картинки и после этого учатся задать вопросы собеседнику, на основе этой деятельности строится диалог. На подгрупповых занятиях в средней группе в игровой форме мы учимся закреплять умение строить диалог в игре «Я — корреспондент», «Интервью», На протяжении всего учебного года, опираясь на лексические темы, чтение художественной литературы мы продолжаем использовать тот метод и с детьми старшего возраста.

На подгрупповых занятиях по обучению грамоте в интересной форме включаем игровые упражнения с использованием диалога, в играх «Мы играем в школу». А также мы проводим работу с семьёй: в целях эффективности и продуктивности данной темы организовываем совместные мероприятия, круглые столы, В зимний период родители составляли рассказ об активном семейном отдыхе на тему: «Мы со спортом дружим!», «Мы за здоровый образ жизни!» Очень интересным для детей была презентация альбома совместных фотографий об активном семейном отдыхе. А в летний период помимо закаливающих процедур, мы уделяем большое значение различным коммуникативным играм с использованием метода интервьюирования.

Я считаю тот метод интересным и продуктивным. На основании данных разработок в следующем учебном году мы планируем разработать проект

«В здоровом теле — здоровый дух!»

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровосберегающих технологий в коррекционной работе логопеда с дошкольниками имеет положительные результаты. Применение элементов педагогики оздоровления способствует личностному, интеллектуальному¸ речевому развитию детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижения уровня коммуникативных умений и навыков (А. Г, Арушанова, О.С Ушакова, Т.А Ткаченко, Ю.В Филлипова, Л.М. Шипицина) все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционной работы и развития речи детей с помощью здоровьесберегающих технологий.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Списоклитературы:

  1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009. (библиотека журнала «Логопед». вып. 6)
  2. Л.И Белякова, Н.Н. Гончарова, Ю. О Филатова, Т.Г. Хатнюкова-Шишкова. Здоровосберегающие технологии развития речи у детей. Формирование речевого дыхания/М: 2017. Серия" Логопедические технологии"
  3. И.М Новикова"Влияние особенностей развития детей с нарушением речи на формирование у них представлений о здоровом образе жизни. Научная статья к. п. н., доцент МГГГУ им. Шолохова.
  4. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 13 (134) выйдет
12 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год