Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
Логопедия
Автор: Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.   
15.03.2019 22:54

Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель,
  • Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед,
  • Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.

Мурманская область г Мончегорск МАДОУ №5

Цель – Познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей с ОНР.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «фонематический слух».
  2. Побудить родителей использовать в семейном досуге игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха.

Материал: презентация «Развитие фонематического слуха», аудиозаписи природных и бытовых шумов, буклет для родителей «Игры для развития фонематического слуха у детей», подборка речевых игр.

 

Ход:

I. Вступление.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Развитие речи должно основываться на фонематическом восприятии. Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. Например: ребёнок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

  1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот ( «томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»,
  2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот ( «ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»,
  3. Замены свистящих звуков ([с], [з], [ц]) шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) ( «сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т. д.).
  4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных ([р], [р"], [л], [л"]) и [й] ( «глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т. д.).

Речевой и неречевой слух.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы.

Неречевой слух – это восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках, к которым относятся музыка, природные и бытовые шумы.

Вот сейчас посмотрим, у кого хорошо развито слуховое внимание и неречевой слух, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (аудиозаписи бытовых и природных шумов).

Понятие речевого слуха.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного.

Речевой слух делят на:

  • фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
  • физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
  • звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
  • тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
  • ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.

Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.

Что же такое «фонематический слух»?

Фонематический слух (фонематика) – различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Это способность, позволяющая:

  • узнавать наличие данного звука в слове

- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток)

- различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой и имеют совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Пример, «игла» превращается во «мглу», «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т. д.

Фонематическое восприятие.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать (значит различать звуки, например: Мишка – миска, коза – коса, крыша, крыса) все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие– первая ступень в овладении грамотой.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить детей правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.

Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребёнку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

II. Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе поиграем в игры, которые помогут развить фонематический слух у ваших детей. Вы выступите в роли детей.

1. Игра «Будь внимательным!»

Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

2. «Звуковая цепочка».

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушай, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.

Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки.

Рекомендации: самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.

3. Игра «Назови картинки».

Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка.

4. Игра «Придумай имя».

Цель; учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа; [в] – Ваня, Валера, Вася, Валя.

5. Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [м], дуб – [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

6. Игра «Отгадай слово» (карточки).

Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

7. Игра «Определи место звука в слове».

Цель; развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

8. Игра «Прохлопай слова».

Цель: учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой приём: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

9. Игра «Позови слово».

Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» – ударный гласный [о].

10. Игра «Твёрдый-мягкий»

Цель: учить определять на слух твёрдый или мягкий звук в начале слова.

Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный.

К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.

11. Игровое задание «Составь звуковую схему слова» (карточки со словами; цветные кружочки).

III. Рефлексия.

Экспресс-тест:

Выберите один из вариантов ответа:

1. Фонематический слух это:

а) способность различать речевые звуки;

б) способность различать фонограммы;

в) способность различать музыкальный фон.

2. Неречевой слух это:

а) умение анализировать услышанные звуки речи;

б) восприятие и способность ориентироваться в неречевых звуках.

Самопроверка: на доске написаны правильные варианты ответов: (А, Б). Обсуждение результатов самопроверки.

Рефлексия. Предлагаем поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с экрана:

Мне понравилось …

Сегодня я узнала…было интересно…было трудно…я выполняла задания…

Я поняла, что…теперь я могу…

Я почувствовала, что…я приобрела…

Я научилась…я попробую… меня удивило… мне не понравилось…

Обмен впечатлениями от встречи, раздача буклетов для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей» с описаниями игр, представленных выше.

IV. Заключение.

Наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, мы будем радs на них ответить. Надеемся, что смогли убедить Вас в необходимости развития фонематического слуха у детей и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребёнку хорошо подготовиться к школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год