Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ»
Логопедия
Автор: Сорокина Анастасия Александровна   
23.12.2018 02:40

«Нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ»«Нетрадиционный метод коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ»

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И.П. Павлов

Согласно научным источникам, дети с ограниченны возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой ребенок обладает психическими, физическими или сенсорными нарушениями в развитии, что становиться причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей.

Отличить здорового ребенка от детей с ОВЗ можно с помощью характерных признаков. Некоторые из них не заметны на первый взгляд, но дети с ограниченными возможностями здоровья страдают от врожденных или приобретенных дефектов в развитии. Таким детям необходим особый подход в воспитании и обучении.

 

Скачать конспект

В своей практике, мы используем крышки из- под йогурта, как один из нетрадиционных методов коррекционно – развивающей работы.

Работа с «Чудо — крышками» радует детей великолепием ярких красок, вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. А если задания еще и доступны по возрасту и возможностям ребенка, тогда поставленная цель и задачи осуществляются в полном объеме.

Цель:

Преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья воспитанников с ОВЗ, посредствам использования нетрадиционных методов коррекционно – развивающей работы.

Задачи:

  1. формировать и закреплять правильный захват крышки;
  2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
  3. упражнять в ориентировке на плоскости листа;
  4. работать над дифференциацией цветов;
  5. упражнять в счете;
  6. обогащать словарный запас;
  7. развивать фразовую речь;
  8. формировать и закреплять правильный образ буквы;
  9. закреплять и совершенствовать навыки звукопроизношения.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что ребенок, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык. Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе. Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе.

1. Использование «Чудо – крышек» для развития мелкой моторики.

1. Пальчиковые шаги с проговариванием стихотворного текста.

«Пальчиковые шаги» — упражнения направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук.

Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

2. Повтори по образцу — данное упражнение способствует развитию мелкой моторики, зрительному восприятию, сенсорики.

3. Использование крышек, как конструктор — способствует развитию воображения, мышления, внимания.

4. Выложить по контуру — упражнение, направленное на развитие пространственное мышление, зрительную память.

2. Использование «Чудо – крышек» для развития речевого дыхания.

Приступая к развитию звукопроизношения, у ребенка необходимо прежде всего сформировать сильный, плавный выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нудном направлении.

3. Использование «Чудо – крышек» для сенсорного развития.

Игровые упражнения направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности: формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов, их положении в пространстве. Сенсорное восприятие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций.

4. Использование «Чудо – крышек» для профилактики оптико – пространственных нарушений.

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Поэтому, упражнения формируют целостное восприятие предметов, умение анализировать пространственные отношения и понимать связь между определенным местоположением предмета в пространстве и его словесным обозначением.

5. Использование «Чудо – крышек» для автоматизации звуков.

При изолированном проговаривании звуков используются звуковые дорожки.

При проговаривание чистоговорок, скороговорок, ребенку предлагается прокатывать крышку между ладонями.

При дифференциации звуков (ребенку предлагаются картинки, в названиях которых дифференцируемые звуки, на картинки с одним звуком накладываются крышки одного цвета).

6. Использование «Чудо – крышек» при работе над звуковым анализом и синтезе.

  1. При определении количество слогов в слове.
  2. При определении звуков по твердости – мягкости.
  3. Использование «Чудо – крышек» для предупреждения оптической дисграфии.

Лучшему запоминанию и узнаванию букв помогает зрительно – пространственный анализ. Поэтому, использование упражнений и заданий способствует лучшему запоминанию букв, стойкому усвоению их начертаний.

8. Использование «Чудо — крышек» для развития лексико – грамматических категорий.

Необходимо с раннего возраста обеспечить воспитанникам возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения. Разнообразные игры и упражнения направлены на овладения грамматическим строем речи.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. Включение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Разнообразные нетрадиционные методы и приемы предотвращают утомление, поддерживают познавательную активность детей и повышают эффективность логопедической работы в целом. Таким образом, систематическое использование «Чудо — крышек» не только стимулирует развитие мелкой моторики и речи, но и являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год