Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»
Логопедия
Автор: Мубаракшина Гулия Каюмовна   
16.11.2018 08:27

Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Автор:

Мубаракшина Гулия Каюмовна — воспитатель первой квалификационной категории г. Мамадыш

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является использование серии дидактических игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных данным пособием «Логоцветик», для автоматизации и дифференциации звуков, работы над словообразованием, над преодолением лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Я полагаю, что предложенное многофункциональное пособие «Логоцветик» будет способствовать устранению лексико-грамматического недоразвития, развитию словообразования и формированию звукопроизношения, а также поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов.

Дидактические игры, используемые на занятиях,

с применением пособия «Логоцветик».

1. Дидактическая игра «Собери ромашку».

Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.

2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»

Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки.

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).

3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.

4. Игра «Змейка или колокольчик»

Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.

5. Игра «Какая картинка лишняя?»

Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.

6. Игра «1, 2, 3 — слог прочти»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.

Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.

7. Игра «Короткое или длинное»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика, который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.

Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу.

8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»

Цель: автоматизация, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.

9. Игра: «Признаки времени года».

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.

Работа может проводиться по любой лексической теме.

Использование предложенного пособия «Логоцветик» и серии упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, что позволяет сократить время коррекционной работы.

Использование в предложенном пособии серии дидактических игр позволяет ускорить время и получить хорошие результаты в коррекционное работе.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год