Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»
Логопедия
Автор: Мубаракшина Гулия Каюмовна   
16.11.2018 08:27

Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»Многофункциональное пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Логоцветик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Красногорский детский сад «Радуга» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Автор:

Мубаракшина Гулия Каюмовна — воспитатель первой квалификационной категории г. Мамадыш

Методическое пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является использование серии дидактических игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме речевого развития у детей, имеющих различные нарушения речи, показали, что в настоящее время проблема развития речи, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй у детей, имеющих различные нарушения речи, привлекает внимание многих специалистов.

Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Таким образом, проблема целесообразного и адекватного использования дидактических игр, игровых приемов на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое и практическое значение.

Создание оптимальных условий применения игровых средств, представленных данным пособием «Логоцветик», для автоматизации и дифференциации звуков, работы над словообразованием, над преодолением лексико-грамматического недоразвития позволяет находить новые пути и методы его исправления, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Я полагаю, что предложенное многофункциональное пособие «Логоцветик» будет способствовать устранению лексико-грамматического недоразвития, развитию словообразования и формированию звукопроизношения, а также поможет как родителям, так и логопедам и воспитателям детских садов.

Дидактические игры, используемые на занятиях,

с применением пособия «Логоцветик».

1. Дидактическая игра «Собери ромашку».

Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.

2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»

Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего, зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный звук), и выкладывают их на лепестки.

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, конец, середина).

3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и определении его местонахождения, развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют место буквы в слове.

4. Игра «Змейка или колокольчик»

Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких согласных звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.

5. Игра «Какая картинка лишняя?»

Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного внимания, мыслительных операций.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2 картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки.

6. Игра «1, 2, 3 — слог прочти»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков слогового чтения.

Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.

7. Игра «Короткое или длинное»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное внимание.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика, который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и выкладывают их на лепестки.

Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает картинку, не подходящую по слоговому составу.

8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»

Цель: автоматизация, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные картинки, выкладывая их на лепестки.

9. Игра: «Признаки времени года».

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года (признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.

Работа может проводиться по любой лексической теме.

Использование предложенного пособия «Логоцветик» и серии упражнений в коррекционной работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, что позволяет сократить время коррекционной работы.

Использование в предложенном пособии серии дидактических игр позволяет ускорить время и получить хорошие результаты в коррекционное работе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год