Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах.
Логопедия
Автор: Аль-Араби Мария Леонидовна   
31.10.2018 19:37

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах.Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах.

Цель – учить правильному произношению звука [р] изолировано, в слогах, в словах.

Задачи:

I.Образовательные задачи

  1. Расширить и активизировать номинативный и качественный словарь.
  2. Учить образовывать существительные в единственном числе в Родительном падеже.
  3. Учить звуковому анализу.

II. Коррекционно-развивающие задачи

  1. Развить артикуляционный аппарат.
  2. Развить фонематический слух.
  3. Развить диафрагмальное дыхание.
  4. Развить силу голоса.
  5. Развить общую и мелкую моторику.
  6. Развить зрительное внимание и память.
  7. Развить логическое мышление.

III. Воспитательные задачи

  1. Развить воображение.
  2. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование: игрушка — Тигр, оранжевые следы, коробка с конфетой, компьютер, диск с игрой на дыхание, дудочка, конверты с разрезными картинками кошки и вороны, картинки со звуком [р] в начале и конце слова, картинки для артикуляционной гимнастики.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. «Игры для Тигра».
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Повторение правильной артикуляции и характеристики звука [р].
  4. Игра «Тихо – громко».
  5. «Подними правую, левую руку, когда услышишь звук [р]».
  6. «Повтори за Тигром».
  7. Физминутка.
  8. «Назови картинки. Определи место звука в слове».
  9. Игра «Чего не стало».

III. Итог занятия

Ход занятия

I.Организационный момент

Логопед одновременно загадывает загадку про тигра и дает на ощупь угадать, кто это.

Л.: Он огромный и усатый,

И к тому же полосатый.

Если встретишь, не до игр!

Потому что это — … (Тигр)

Л.: Сегодня мы отправимся, вместе с Тигром, в путешествие, на Волшебный остров, где живет звук [р]. Мы будем искать клад. Чтобы нам добраться до клада, надо идти по оранжевым следам и вместе с Тигром выполнять задания. Ты согласна?

II. Основная часть

1. «Игры для Тигра» (на дыхание).

Л.: Тигр предлагает тебе поиграть в его любимые игры.

Л.: Первая игра – Воздушный Змей. Послушаем, что нам скажет Тигр, и попробуем сделать также. Ты согласна?

Р.: Да!

Логопед и ребенок слушают инструкцию компьютерной игры. Затем ребенок выполняет.

Л.: Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Долгий и плавный выдох делаем ртом.

Л.: Тигр любит запускать не только воздушного змея, но и играть на дудочке. Давай и мы поиграем на ней. Вдыхаем глубоко носиком, щечки не надуваются. Выдох делаем ртом.

Ребенок дует в дудочку.

Л.: Молодец! Пойдем по оранжевым следам.

2. Артикуляционная гимнастика.

Л.: Давай посмотрим, кого мы встретили.

Логопед показывает картинки.

Л.: Кто изображен на картинке?

Р.: Лошадка.

Л.: Давай покатаемся на ней.

Л.: Тигр увидел маленькие качели. Покатаемся?

Л.: Мы так быстро шли, что наши волосы растрепались. Причешем их. (Расческа).

Л.: Тигр предлагает нам попить чай. Только у него нет чашки. Сделаем чашечку.

3. Повторение правильной артикуляции и характеристики звука.

Л.: Какой последний звук в слове «тигр»?

Р.: Звук [р].

Л.: Правильно. Произнесем звук [р].

Л.: Какое положение занимают губы?

Р.: Губы в улыбке.

Л.: Какое положение занимают зубы?

Р.: Зубы сближены.

Л.: Какое положение занимает язычок?

Р.: Язычок поднят в форме чашечки, кончик языка дрожит.

Л.: Есть ли преграда при произнесении звука?

Р.: Да. Мешает язычок.

Л.: Если есть преграда, то в каком домике живет звук: в синем или красном?

Р.: Звук живет в синем домике.

Л.: Произнесем звук [р] и положим руку на горлышко. Горлышко работает или отдыхает?

Р.: Горлышко работает.

Л.: Если горлышко работает, то звук какой: глухой или звонкий?

Р.: Звук звонкий.

Л.: Правильно. Отправимся дальше.

4. Игра «Тихо-громко».

Л.: Давай соберем разрезные картинки и узнаем, кто же нам встретился на пути.

Перед ребенком 2 конверта с разрезными картинками (кошка и ворона). Одна картинка (ворона) разрезана на 4 части, другая (кошка) на 6 частей. После того, как ребенок собрал первую картинку:

Л.: Кто изображен на картинке?

Р.: Ворона.

Л.: А как называются птенцы вороны?

Р.: Воронята.

Л.: А как наша ворона подает голос?

Р.: Каркает.

Л.: Давай покаркаем, как ворона и маленькие воронята.

Л.: Ворона громко каркает…каррр.

Р.: Каррр.

Л.: А маленькие воронята ей тихо отвечают…каррр.

Р.: Каррр.

Л.: Молодец! Соберем вторую картинку.

Л.: Кто на ней изображен?

Р.: Кошка.

Л.: А как называются детеныши кошки?

Р.: Котята.

Л.: Скажи, пожалуйста, как кошка подает голос?

Р.: Мурлычет.

Л.: Давай помурлычем, как кошка и маленькие котята.

Л.: Кошка громко мурлычет… мур.

Р.: Муррр.

Л.: А котята тихо мурлычат… муррр.

Р.: Муррр.

Л.: Молодец!

5. «Подними правую, левую руку, когда услышишь звук [р]».

Л.: Мы поговорили, как кошка, ворона. А как разговаривает наш Тигр?

Р.: Он рычит: ррр.

Л.: Тигр просит тебя поднимать правую руку, когда ты услышишь звук [р].

Логопед произносит изолированные звуки.

Л.: А теперь Тигр будет произносить слоги, и просит тебя поднимать левую руку. Молодец! Отправимся дальше.

6. «Повтори за Тигром».

Л.: Сейчас Тигр будет говорить, а ты слушай, а затем повторяй, соединяя все пальчики с большим.

Дра дро дру дры

Дро дру дры дра

Ра ро ру ры

Ро ру ры ра

Ра ра ра – высокая гора

Ра ра ра – глубокая нора

Ро ро ро – новое перо

Ру ру ру – скачет кенгуру

Ры ры ры – Тигр видит рыб

Л.: Молодец! Отправимся дальше.

7. Физминутка.

Л.: Тигр предлагает тебе отдохнуть.

Так проворны наши руки,

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперёд, назад.

С ними можно полетать.

Мы на пояс их поставим,

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать.

А, прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше,

И легко-легко подышим.

8. «Звуковой анализ слов».

Л.: Тигр привел нас к необычной ромашке. Ее лепестки волшебные, давай мы на них посмотрим. Будем брать по лепестку. Что изображено на первом лепестке, на втором…и т.д.

Логопед кладет перед ребенком звуковую схему.

Л.: Тигр предлагает тебе определить место звука [р] в словах.

Л.: Каким кружочком мы будем обозначать звук [р]?

Р.: Синим кружочком.

Л.: Где находится звук [р] в слове ковер, в начале или конце слова?

Ребенок определяет место звука в слове (Звук находится в конце) и кладет синий кружочек в последний квадрат справа на схеме. Затем предлагаются оставшиеся картинки.

8. «Чего не стало».

Л.: Волшебство заканчивается и лепестки исчезают. Угадаем чего не стало.

Еще немного и мы доберемся до клада.

Р.: Не стало сыра, ковра и т.д.

Л.: Правильно. Мы прошли весь путь и наконец – то добрались до клада. Посмотрим что там.

Ребенок достает из коробки игрушку или конфету.

III. Итог занятия

Л.: С кем мы сегодня путешествовали?

Р.: С Тигром.

Л.: А какой звук мы сегодня повторяли?

Р.: Звук [р].

Л.: Какие слова ты запомнила со звуком [р]?

Р.: Сыр, ковер…

Л.: Молодец!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год