Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень в лесу»
Логопедия
Автор: Емельянова Наталья Владимировна   
10.10.2018 06:00

Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень в лесу»Конспект НОД в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень в лесу»

Автор-составитель: учитель-логопед Емельянова Н.В. г. Серпухов МДОУ – детский сад комбинированного вида №10 «Капелька»

Цель: Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Уточнять и закреплять знания детей об основных признаках осени.
  • Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы простыми распространенными предложениями, отгадывать загадки;
  • Формировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.

Речевое развитие:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных.
  • Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Продолжать учить согласовывать движения с речью.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать положительное отношение к природе, самостоятельность, контроль над собственной речью.

Оборудование:

  • мультимедийная установка;
  • презентация «Осенние месяцы»;
  • набор листьев на каждого ребенка;
  • картинки к игре «Назови ласково»;
  • сюжетные картинки по теме «Осень».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие. (Дети здороваются с присутствующими и садятся на стулья.)

2. Постановка цели

Логопед:

-Дети, вы любите отгадывать загадки?

-Попробуйте отгадать мою.

Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?

-Как вы думаете, о каком времени года в ней говорится?

Дети:

-Об осени.

Логопед:

-Да, правильно, и сегодня я предлагаю поговорить об осени.

3. Основная часть.

Беседа с показом слайдов или картин

-Скажите, какая погода преобладает с её приходом?

-Какое небо?

-Как светит солнце?

-Скажите, какие изменения произошли в природе?

(мало света, тепла, ветрено, дождливо)

- Ребята, каждое время года длиться 3 месяца и у каждого месяца есть своё имя.

-Чтобы вспомнить название осенних месяцев, нужно отгадать мои загадки.

-Итак первая:

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Полетели журавли.

Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Логопед:

-Правильно.

-Что происходит в сентябре? О чем говориться в загадке?

-Первый осенний месяц — сентябрь. Зовут его «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, листва деревьев и кустарников становится золотистой. В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. В начале осени, когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки, ведь они питаются только насекомыми. (демонстрация слайдов или показ сюжетных картин)

-Вторая загадка:

Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

-Что же происходит в октябре?

-Что значит «мрачней лицо природы»?

-А как вы понимаете «оголяются леса»?

-Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме: заготавливают пропитание на всю зиму, утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Продолжают улетать в теплые края перелетные птицы: журавли, гуси, чайки.

-Осталось отгадать название последнего осеннего месяца:

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!

(Ноябрь)

-Что вы можете сказать про ноябрь?

-Почему он самый холодный из осенних месяцев?

-Про короткие, холодные, хмурые, тусклые, пасмурные и туманные дни последнего месяца осени говорили: «Сумерки года, ворота зимы». Ноябрьское солнце холодное и все реже проглядывает через тучи. Ноябрь — месяц первых морозов и снега. С утра может дождь лить, а к вечеру сугробами снег лежать.

Экскурсия в лес

-Не смотря на то, что погода изменилась, я предлагаю вам прогуляться по осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.

-Ну, что хотите в лес на экскурсию?

Дети:

-Хотим!

Логопед:

-Тогда собираемся в путь.

Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.

Игра «Найди одинаковые листья и назови»

Логопед:

- Посмотрите сколько разных листьев на нашем пути.

-Предлагаю вам найти по два одинаковых листочка, определить с какого они дерева и как называются.

(Дети находят по два одинаковых листика и определяют их название).

Физминутка

Логопед:

-Во время прогулки мы немного устали, давайте отдохнем. Я буду читать стихотворение, а вы попробуйте подобрать нужные движения.

Листья осенние тихо кружатся,

(дети кружатся с листьями в руках)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседания)

И под ногами шуршат, шелестят,

(движения рук вправо – влево)

Будто опять закружиться хотят.

(кружение)

Логопед:

-Молодцы, давайте отправляться дальше в путь.

Игра “Большой – маленький или Назови ласково”

-Ой, ребята, посмотрите, к нам на встречу идет лось.

(на экране появляется лось в осеннем лесу)

-Посмотрите, какой он?

Дети:

-Большой, сильный, высокий, рогатый, длинноногий.

Логопед:

-Лось очень любит свой лес и всё то, что в нем растет, всех, кто в нем живет и всё вокруг называет ласково.

-Хотите с ним поиграть?

Дети:

-Да!

-Тогда садитесь на ковер в кружок и по одному выбирайте себе картинку.

-Лена, какой большой предмет на твоей картинке? Назови его ласково.

(ответы детей)

Гриб — грибок –грибочек,
Ягода- ягодка,
Дерево- деревце,
Куст- кустик,

Лист- листочек,
Солнце- солнышко
Цветок- цветочек,
Ветка- веточка

Трава- травка,
Дождь- дождик,
Ветер- ветерок,
Туча- тучка.

Игра «Мы художники»

Логопед:

-А сейчас я предлагаю вам побыть художниками. Из частей вы постараетесь собрать картинку и составить к ней предложение. Я на доске покажу, что у нас получилось.

-Посмотрите какую красивую осеннюю картину вы нарисовали.

Ах, осень, эта рыжая девица!
Каких же красок только нет в тебе:
По небу голубому мчатся птицы
И сизый дым клубится по трубе…

Осенний лист кружит багрово-красный,
Чернеют пред зимой уже поля,
И лес вдали виднеется прекрасный -
От буйства красок пьяная земля…

И только если сердится, бывало,
Всплакнет немного проливным дождем…
Пока зима природу не сковала
Она шутя играется с ручьем…

Шалунья-осень с яркими глазами,
Заботливо проводит журавлей…
И растворится дымкой над полями,
Когда зима придет на смену ей.

4. Итог:

-Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?

Дети:

-Да!

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-А сейчас вы вместе с воспитателями оформите нашу картину в рамку и повесите в уголке для родителей, чтобы все видели, где мы сегодня были.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год