Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Обучающие логопедические планшеты.
Логопедия
Автор: Поздеева Марина Борисовна   
10.07.2018 20:52

Обучающие логопедические планшеты.Обучающие логопедические планшеты.

Автор:

Учитель – логопед Поздеева Марина Борисовна

Основная цель работы учителя – логопеда на логопедическом пункте – формирование чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста. Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

В последние годы на логопункте ДОУ значительно увеличился процент детей со сложной речевой патологией, которая подвергается коррекции с большим трудом, и зачастую коррекционный процесс имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают коррекционные занятия наиболее трудными. Актуальной задачей является поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществлять логопедическое воздействие наиболее эффективно. Это заставляет постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться, открывать новые направления и искать более интересные пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

 

Скачать конспект

Нами была разработана серия дидактических пособий «Обучающие логопедические планшеты», помогающих в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при подготовке их к обучению грамоте и подготовке к школе. Пособия имеют многофункциональный, универсальный характер, компактны, могут быть использованы в различных ситуациях коррекционно-образовательного процесса, на разных этапах занятия, для индивидуальной и подгрупповой работы, а также в диагностических целях.

Игровые практические пособия ориентированы, в основном, для детей с нарушенным речевым развитием, вместе с тем, могут быть использованы в работе с нормально развивающимися детьми. Данные пособия могут использовать как педагоги, так и родители.

Предлагаем варианты игр с «обучающими логопедическими планшетами».

Планшет №1.

Планшет №1 выполнен из пластика, размером 40 * 50 см. На нем 4 кармашка:

верхний горизонтальный, формата А5; длинный кармашек 48 *6 см, два кармашка 10 *15 – «сундучки».

Задачи:

  1. способствовать развитию звукобуквенного анализа и синтеза слов,
  2. обучать соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом или буквой,
  3. способствовать закреплению зрительного образа букв,
  4. развивать фонематическое восприятие, навыки дифференцировки звуков,
  5. способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики.

Последовательность работы:

В центральный карман помещается картинка (предметная или сюжетная) // картинки.

Варианты упражнений и игр:

1. Выкладывание звуковой схемы заданного слова.

Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенным цветом.

- Детям предлагается назвать изображение.

- Произнести слово по звукам.

- Выложить звуковую схему данного слова с помощью фишек нужного цвета в длинный кармашек, находящийся под картинкой.

Рекомендации:

На первоначальном этапе «лишние» квадратики – кармашки можно закрывать фишками черного цвета, оставляя нужное количество клеточек.

Поверхность планшета позволяет рисовать на нем маркером на водной основе. Таким образом можно обозначать слоги и ударение в анализируемых словах.

2. Выкладывание слова – названия изображения — из букв.

Цель: обучение умению соотносить конкретный звук в слове с определенной буквой.

Детям предлагается составить слово, представленное на картинке в центральном кармане, с помощью карточек с изображением букв.

Рекомендации:

Карточки с буквами могут находиться в нижних кармашках – «волшебных сундучках». Сундучок

«отдает» букву, если ребенок правильно скажет, как она пишется.

3. Дифференциация пары оппозиционных звуков.

Цель: развитие фонематического восприятия, различение заданной пары звуков в словах // словосочетаниях // в предложениях.

Вариант 1. Игра «Собери яблочки»

В центральный карман помещаются две предметные картинки: например, собаки и кошки.

В сундучки – кармашки помещаем предметные картинки, в названии которых есть звуки [С] и [Ш]. Каждая предметная картинка прикреплена на изображение яблока.

Детям предлагается ситуация: сильный ветер раскачал яблоню, и с нее упали яблочки. Необходимо собрать яблочки для зверят. Для собачки надо собрать яблочки с картинками, в названии которых есть звук [С], для кошки — яблочки с картинками со звуком [Ш].

Рекомендации:

Подобно этой игре можно провести игры «Чайные ЛОЖКИ и коровьи РОЖКИ» (Цель: дифференциация звуков [Р-Л] в словах); «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты» и др.

Вариант 2. «Путаница» (усложнённый).

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

А) В центральный карман помещаются две картинки с малышами с мыльными пузырями.

В сундучки – кармашки помещаем картинки мыльных пузырей с предметными картинками, в названии которых есть звуки [С] и [Ш].

Задание: Для Сони выбрать пузырьки с картинками, в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши – те, в названии которых слышится звук [С]. Нужно выбрать пузырек, и назвать, для кого этот предмет.

Например:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырьки с картинками в названии которых слышится звук [Ш], а для Миши в которых слышится [С]. Выбирай пузырёк и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: Назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка. У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка. Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

Вариант 2.

Цель: дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости.

А) В центральный карман помещаются картинки, в названии которых есть звуки, например, [п], [пь].

Задание: Распределить картинки по сундучкам, имеющим синий и зеленый цвет (соответствие твердому и мягкому звукам).

Б) В центральный карман помещается изучаемая буква.

Задание: Подобрать из предложенных предметных картинок те, в названии которых есть звуки, обозначаемые заданной буквой; распределить их по сундучкам.

Рекомендации:

Далее можно определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

4. Игра «Окошки»

Цель: закрепление зрительного образа букв, профилактика дисграфии.

В центральный карман помещается «конверт» — сложенный пополам сгибом вниз лист формата А4, на одной стороне которого изображена предметная картинка с вырезанным окошком. В «конверт» вложены несколько карточек с буквами (5 – 6 шт.). На одной карточке изображена одна буква. Часть буквы «выглядывает» из окошка.

Задание: узнать и назвать букву, выглядывающую из окошка.

Далее ребенок — среди нескольких — выбирает такую же букву и выкладывает в длинный кармашек.

Варианты упражнений с выложенными буквами:

- придумать слова, начинающиеся со звука (- ов), обозначаемых данной буквой.

- придумать слова, заканчивающиеся на звук (- и), обозначаемых данной буквой.

Рекомендации:

Для этого упражнения не рекомендуется использовать буквы парных звонких звуков, т.к. они на конце слов оглушаются.

- из трех – пяти выложенных букв составить слово.

Например:

К, Т, О — КОТ, ТОК, КТО.

- игра «каркас»: придумать как можно больше слов, содержащих все (2 – 3) выложенные буквы (согласные):

Г Р Д (ограда, город, огород, груда …)

Планшет №2.

Планшет выполнен из пластика, размером 60 *70. На нем 9 горизонтальных кармашков

10 *15. Под кармашков слева — 3 силовые кнопки с шляпками синего, красного и зеленого цвета.

Под четырьмя кармашками в середине по три силовые кнопки в ряд одного цвета. Между вертикальными рядами кармашков по одной силовой кнопке рядом с каждым кармашком.

Задачи:

1. способствовать закреплению навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов,

развитию лексико – грамматического строя речи, фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте и расширению словаря дошкольников,

2. способствовать профилактике дисграфии, развитию мелкой моторики;

3. развивать слуховое и зрительное внимание, память, зрительное восприятие.

Планшет условно можно разделить на две зоны.

I. Первая игровая зона:

Один карман (10*15) находится с левой стороны. Под этим кармашком на небольшом расстоянии друг от друга прикреплены друг под другом три силовые кнопки – с шляпками красного, синего и зеленого цвета.

Справа размещаются три аналогичных кармана (10*15) один под другим (на одинаковом расстоянии друг от друга) для картинок. Под каждым карманом для картинок вбиваются три штырька (силовые кнопки) одного цвета один за другим на расстоянии 3 см друг от друга.

Рекомендации:

Для выполнения игровых действий потребуются тонкие резинки (для банкнот) красного, синего и зеленого цветов, карточка с изучаемой буквой и три — четыре картинки с любым изображением, в названии которых есть соответствующий букве звук.

Варианты упражнений и игр с первой частью пособия:

Вариант 1. Определение места звука в слове.

В кармашках справа находятся предметные картинки, в названии которых есть одинаковый звук (//пара звуков – твердый и мягкий).

Задание: Назвать картинки. Определить, какой одинаковый звук (пару звуков) ребенок слышит во всех словах. Дошкольник может подобрать соответствующую букву и вставить ее в кармашек слева.

Далее ребенок выбирает для первого слова цвет штырька под буквой и цвет резинки в зависимости от того, как звучит данный звук в слове (если данный звук согласный, мягкий, то выбираем зеленый штырек и резинку зеленого цвета).

Надевает один конец резинки на выбранный штырек под буквой, а другой конец натягивает на нужный штырек под первой картинкой в зависимости от того, где находится изучаемый звук в слове: в начале, середине или конце (Пример: натягиваем зеленую резинку от зеленого штырька под буквой Б до первого штырька под изображением БЕЛКИ).

Аналогично подбирает нужный цвет штырька и резинки для следующих картинок, определяет место изучаемого звука в каждом слове и натягивает резинки до выбранных штырьков под каждой картинкой.

Вариант 2. Слоговой анализ слов.

Игры и упражнения:

- «Домики»: под каждым из четырех кармашков справа резинки натянуты на разное количество штырьков (на один, на два, на три).

А) Из предложенных картинок ребенок подбирает слова с одним, с двумя, тремя слогами и раскладывает их по кармашкам – домикам.

Б) Ребенок выделяет слова с заданным количеством слогов по сюжетной картинке, вставленной в карман слева.

- нахождение самого длинного и самого короткого слова (резинками на штырьках обозначается количество слогов).

- в кармашек слева вкладывается предметная картинка. Ребенок определяет количество слогов в нем и подбирает другие изображения с таким же количеством слогов и выкладывает их в кармашки справа, обозначая количество слогов резинками на штырьках.

- В кармашки справа вложены предметные картинки. Нужно посчитать количество слогов в словах и резинкой обвести нужное количество штырьков. И т.д.

Вариант 3. Слоговой синтез слов.

Игры и упражнения:

- «Собери слово»: в кармашках справа вставлены карточки со слогами (2 – 3 слога). Нужно «собрать» слово, обозначая последовательность слогов в слове с помощью резинок (под кармашком с первым слогом резинка зацепляется за первый штырек, затем тянется к кармашку со вторым слогом и зацепляется за второй штырек и т.д.)

Рекомендации:

Если длины одной резинки не хватает, две резинки связываются.

- «Найди слог, вставь недостающие слоги». В кармашек слева вставлена карточка с первым слогом некоторого слова, карточка с третьим слогом — во втором кармашке справа (напротив друг друга). Второй слог пропущен. Ребенок догадывается, что это за слово, какой слог пропущен, находит его среди предложенных слогов в нижних кармашках справа и с помощью резинок восстанавливает последовательность слогов, зацепляя первый слог за первый штырек, второй – за средний штырек, последний – за третий.

Рекомендации:

В качестве помощи можно использовать предметные картинки.

II. Вторая игровая зона — «Паутинки»:

Представляет собой два столбика по четыре кармана 10*15 друг над другом. Рядом с каждым карманом сбоку вбивается один штырек с шляпкой любого цвета.

Рекомендации:

Каждая вставленная в карман картинка с левой стороны планшета может иметь логическую связь с картинками правой стороны (или с той же стороны или не иметь варианта), которую детям предлагается установить и показать с помощью натяжения разноцветных резинок на соответствующие картинкам штырьки.

Меняя изображения картинок, с помощью этого планшета можно реализовывать множество целей и задач, направленных на обследование и развитие лексико-грамматического строя речи, на подготовку к обучению дошкольников азам грамоты, развитию фонематических процессов, а также многих других сторон речевого развития детей.

Варианты упражнений и игр со второй частью пособия:

Развитие фонематического восприятия:

- «Подбери рифму»: во всех кармашках вставлены предметные картинки.

А) Дети подбирают к словам из левого столбика слово — рифму из правой стороны планшета, соединяя пары резинками.

Б) Все предложенные слова рифмуются (две группы слов), кроме одного. Каждая группа рифмующихся между собой слов объединяется с помощью соединения резинкой определенного цвета. Найти слово, которое не подходит ни к одной группе слов.

Развитие лексико – грамматического строя речи:

- «Чей малыш?»

Цель: обучение умению образовывать названия детёнышей животных.

В карманы с левой стороны планшета вставляются картинки с изображением детёнышей животных (диких или домашних), а в карманы с правой стороны – изображения взрослых животных. Называя по очереди все картинки, при помощи резинок дети каждому детенышу находят маму.

- Найти и соединить резиночками предметы, относящиеся к одной группе ( «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т.д.)

Подготовка к обучению грамоте:

- Подобрать каждой букве свою картинку.

Цель: обучение звукобуквенному анализу слов.

С этой целью на планшете в карманы с левой стороны устанавливаются изображения букв (например К, С, Т, Ж), а с правой стороны – картинки с любым изображением (лучше одной лексической группы), названия которых начинаются на звуки, соответствующие подобранным буквам (например ЖИРАФ, КОБРА, СЛОН, ТИГР).

Задание: при помощи натяжения резинок подобрать каждой букве подходящую картинку.

- «Сложи слова» (слоговой синтез):

В кармашки с обеих сторон вкладывается картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак.

Задание: сделать из двух слов одно (соединить с помощью резинок). Корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

Развитие зрительного восприятия:

- «Чья тень?»

В кармашки с левой стороны поместить изображения животных, в кармашки справа – их тени (в разнобой).

Задание: подобрать и соединить с помощью резинок животное и его тень.

III. Игры со всеми полями планшета:

- Обучение подбору родственных слов (синонимов, антонимов):

В отдельный карман с левой стороны планшета ставится картинка – предмет, к которому будут подбираться, например, родственные слова. В кармашки, находящиеся в середине, ребенок помещает картинки – схемы, помогающие образовывать родственные слова.

Если слово согласно схеме можно образовать, от картинки к данному кармашку протягивается резиночка. Из предложенных картинок в кармашки справа помещаются предметы, названные ребенком.

Аналогично можно проводить работу с синонимами и антонимами.

По окончании выполнения каждого задания на планшете получается узор из резинок ( «паутинка»). Детям можно предложить назвать, на что похож полученный узор.

Планшет №3.

Планшет № 3 выполнен из пластика, размером 50 * 50 см. На нем девять пронумерованных цифрами от 1 до 9 кармашков 7 *10 см — три ряда по три штуки, с правой стороны от каждого кармашка силовая кнопка с цветной шляпкой.

Задачи:

  1. развивать пространственную ориентацию, зрительное восприятие,
  2. закреплять зрительный образ букв и цифр,
  3. способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, профилактике дисграфии;
  4. повышает интерес

Варианты упражнений и игр:

- С помощью разноцветных резинок можно конструировать на планшете различные изображения (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, предметы быта и др.).

А) по карточкам (со зрительной опорой)

Б) на слух (без зрительной опоры)

- игра «Рой комаров» (по типу таблицы Шульте)

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, закрепление звука Р в речи.

В каждом кармашке находятся изображения комара (одинаковые). Рядом с каждым комаром на карточке написан номер (от1 до 9 по количеству кармашков). У ребенка в руках мухобойка.

Задание: найти как можно быстрее всех комаров по порядку, «шлепнуть» по каждому мухобойкой.

Можно проговаривать: «один комаР, два комаРа…»

Рекомендации:

В данную игру можно играть вдвоем. В этом случае цифры возле комаров «подписываем» разным цветом (от 1 до 4 красным, от1 до 4 черным, девятый кармашек – пустой).

Используя картинки, например, бабочек и сачки, можно ловить этих насекомых и закреплять звук ч.

- В каждый кармашек поместить правильно и неправильно записанные буквы.

Задание: найти как можно быстрее все правильно записанные буквы. Можно соединить их с помощью резинок и штырьков.

- В каждый кармашек поместить похожие или часто смешиваемые буквы.

Задание: найти заданную букву. Далее все найденные буквы можно соединить их с помощью резинок и штырьков.

- В кармашки разместить буквы (слоги).

Задание: из предложенных букв (слогов) составить слово (слова), соединив их с помощью резинок.

- игра «Шифровка»

В кармашки помещают карточки с «фрагментами» клавиатуры – нарисованные кнопки с английской буквой сверху и буквой русского алфавита снизу (одна пара букв в одном кармашке).

Дети предлагаются листочки с «шифром» из букв английского алфавита.

Задание: с помощью резинок на планшете последовательно соединить все предложенные буквы. «Расшифровать» слово и прочитать его.

Играя с логопедическими планшетами, самостоятельно выбирая картинки и задания, выполняя творческие задания, дети становятся равноправными участниками, субъектами взаимодействия. Яркие планшеты, цветные резиночки, возможность самостоятельно действовать превращают знакомые игры и упражнения во что – то новое, необычное,

помогающее ребенку размышлять, обосновывать свой выбор, самостоятельно анализировать ответы и радоваться правильному выбору.

Многофункциональная направленность пособий помогает решению задач различного характера в зависимости от поставленных учителем — логопедом целей.

Педагог, исходя из состава, возраста и состояния речи дошкольников, может вводить свои задачи, расширяющие цель пособия. Использование такого дидактического материала делает учебный процесс интересным, творческим, лишенным рутины и однообразия.

Информационные ресурсы:

  1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
  3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
  4. Екатерина Климонтович. Увлекательная логопедия. Учимся говорить правильно. Для детей 4–5 лет. – М.: Теревинф, 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год