Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.   
26.05.2018 15:42

«Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»«Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»

Авторы: учитель-логопед Кутейникова Е.А., учитель-логопед Рыжих Т.В., МДОУ Детский сад №79.

В настоящее время педагогам дошкольных образовательных учреждений все чаще приходится работать с детьми с ограниченными возможностям здоровья, в том числе с детьми с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, мышление, внимание, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

  1. причины биологического характера;
  2. причины социально –психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

  1. различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);
  2. недоношенность ребенка;
  3. родовые травмы;
  4. различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)
  5. нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

  1. ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;
  2. дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.
  3. искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

- ЗПР соматогенного происхождения (причина — перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

- ЗПР психогенного происхождения (причина –неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

- ЗПР церебрально-астенического генеза (причина — мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией — повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных с такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Принимая во внимание все вышесказанное, детям с ЗПР необходим особый подход в обучении. Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекционное воздействие должно быть направлено на коррекцию и развитие, а также компенсацию тех психических процессов, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для дальнейшего развития.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

При работе с детьми с ЗПР необходимо постоянно поддерживать ситуацию успеха. Нужно учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и поддерживаемой ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Также следует учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности.

Приемы работы с детьми с ЗПР:

  • Специально организовывать и направлять внимание детей.

Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны упражнения, развивающие все формы внимания.

  • Строго отбирать наглядные и дидактические материалы, не перегружать ребенка лишней наглядностью. Размещение его таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
  • Предоставлять ребенку возможность действовать неоднократно в одних и тех же условиях, многократно повторять пройденный материал, т.к. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности
  • Дробить задание на части и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу (инструкцию) предельно четко и конкретно, т.к. интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
  • Не принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.
  • Обращать внимание ребенка на положительный итог его работы.

Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

  • Формировать у ребенка позитивное восприятие себя в коллективе.

Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

  • Занятие строить по определенной постоянной схеме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка, основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания), и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушкам, спортивными снарядами).

Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.

  • Объяснять родителям необходимость и важность коррекционной работы с ребенком с ЗПР (в том числе и в домашних условиях), что позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.

Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям необходимость и важность коррекционной работы с ребенком с ЗПР (в том числе и в домашних условиях), что позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Можно выделить следующие важнейшие направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР:

1)Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления (наглядно-образного, логического), памяти, внимания (непроизвольного, произвольного), восприятия.

2)Развитие сенсомоторной сферы. Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций. Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды: сенсорно-стимулирующего пространства; сенсомоторного уголка в группе; качественная подборка дидактических игр и пособий.

Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей. Важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки, задания для развития мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, развития зрительного восприятия.

3)Развитие познавательной деятельности предполагает: развитие сферы образов — представлений; стимуляция мыслительной активности; формирование пространственно-временных представлений; развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности; развитие творческих способностей. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей с ЗПР.

4)Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; профилактика и устранение встречающихся аффективных, негативистских проявлений, других отклонений в поведении; формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

5)Развитие речи и коммуникативной деятельности, коррекция их недостатков предполагает: целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей); создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико -фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения; стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками.

Успешность преодоления задержки психического развития до поступления ребенка в школу зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, от педагогических условий специализированной помощи.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно- оздоровительной, образовательно – воспитательной и социально — педагогической деятельности. Процесс коррекционно — развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

В структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные). Коррекционно — развивающая работа распределяется между педагогом — дефектологом, психологом, учителем-логопедом. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях.

В условиях специально организованного обучения дети с задержкой психического развития способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно. Только точное знание психологических особенностей детей с ЗПР, учет индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение педагогических условий компенсации дефекта и умение применить их на практике, является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса, возможностью преодоления задержки психического развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год