Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Как учить стихи играючи
Логопедия
Автор: Надежда Сергеевна Рыбак   
05.10.2014 15:40

Как учить стихи играючиУчитель-логопед МДОУ «Незабудка»
Рыбак Н С
КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

 

Скачать конспект

Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворе-ния, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предла-гаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:
•    рисуем (кодируем) стихотворение;
•    изображаем в действии;
•    показываем;
•    играем;
•    используем серию картинок;
•    используем один рисунок;
•    считаем.
РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ
Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, вы-учить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Медведь
Как под горкой –
Снег, снег.
И на горке
Снег, снег.
Как под елкой –
Снег, снег.
И на елке
Снег, снег.
А под снегом
Спит медведь.
Тише! Тише!
Не шуметь!
(И. Токмакова)
Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.
Приставалочка
1. Отчего у мамочки
на щеках две ямочки?    4. Почему у птичек
нет рукавичек?
2. Отчего у кошки
вместо ручек ножки?    5. Почему лягушки
спят без подушки?
3. Отчего шоколадки
не растут на кроватке?    6. Да оттого, что у моего сыночка
ротик без замочка!
С. Черный

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и пока-зать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.
Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. 
Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.
Пять малышей.
Один малыш качается в саду.    (Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду.    (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире,    (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре.    (Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке.    (Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)
Им весело, они играют в прятки.    (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)
Где притаились, ясно и ежу,    (Прижимает указательный палец к гу-бам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!»    (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем.
Снегирёк
Сел на ветку снегирёк.
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.

Сел    на ветку    снегирёк    Брызнул    дождик –     он про-мок

руки к плечам    руки в стороны    помахать ру-ками – «кры-лышками»    соединить пальцы вме-сте, затем будто от-толкнуть ими что-то, раз-жать    перебирать пальчиками сверху вниз    сжаться в комочек

Ветерок,    подуй слегка,    Обсуши    нам    снегирька

плавно помахать руками над головой из стороны в сто-рону    обмахнуться, как веером, - сделать ветерок    перебирать пальцами перед собой вдоль те-ла    руки к себе    помахать «кры-лышками»

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в раз-ных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
–    разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
–    определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
–    среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
–    насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
–    сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механиче-ские движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
–    при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверен-ность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.
УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
Мы – шоферы    Вкусный арбуз
Едем, едем на машине,         Мы большой арбуз купили     
Нажимаем на педаль.     
И домой скорей пошли.     
Газ включаем, выключаем,     
Там его мы долго мыли,     
Смотрим пристально мы вдаль.     
Обтирали, как могли,     
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!     
Разрезали вдоль полосок,     
Волосы ерошит ветер.     
А потом и поперек.     
Мы шоферы – хоть куда!     
По рукам и подбородку     
Сладкий сок арбузный тек.

ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настоль-ный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».

Ты – хомяк,
А ты – хорек,
Ты – зайчишка –
Прыг да скок.
Ты – лисица,
Ты – куница,
Ты – бобриха-мастерица.
Ты – охотник…
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!

Походу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.
ИГРАЕМ СТИХИ
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке.    (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.    (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить    (Показывает карман.)
И платочек положить.    (Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.    (Берет кастрюлю с плиты.)
– Где большая ложка наша?    (Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,    («Моет» мишке лапки, вытирает и усажи-вает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,    (Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,    (Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей    («Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!    (Берет мишку за лапку и идет гулять.)
З. Александрова
ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворе-ний увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании стихотворения З. Александровой «Новая столовая» сначала воспитатель показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец весенний – путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь сосед,
Будет вам зимой обед!    (Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,    (Синица и карточка с цифрой 1.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.    (Снегири и карточка с цифрой 2.)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,    (Вороны и карточка с цифрой 3.)
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.    (Воробьи и карточка с цифрой 4.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.    (Голубь и карточка с цифрой 5.)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок!    (Сорока и карточка с цифрой 6.)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний –
Путешественник-скворец…
Вот и песенки конец!    (Скворец и карточка с цифрой 7.)


Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег.)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Всё снижается… (Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка – …(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (Снег.)

Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.
Я сова – большая голова,
На суку сижу,
Во все стороны гляжу,
Жуков и мошек – всех вижу.
Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?
Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушай-те, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые».
СЧИТАЕМ
Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.
Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном.
Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:
Тыры-пыры, две гантыры,
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.
При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

Литература.
1.    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М., 2005.
2.    Большая книга для малышей. Я и мир вокруг меня. – М.,2002. (Т.Ю. Бардышева. Развитие мелкой моторики. Разговорчивые пальчики.)
3.    Журнал «Ребенок в детском саду». № 2, 2004 (с. 59 – 62).
4.    Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. – СПб., 2004.
5.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год