Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Авторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Логопедия
Автор: Кравцова Мария Андреевна   
31.03.2016 19:50

Авторская разработка Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речиАвторская разработка "Дифференциация звука «Ж» «Ш» у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 комбинированного вида Петроградского района г. Санкт-Петербурга

подготовила учитель-логопед Кравцова Мария Андреевна Санкт-Петербург, 2016г.

Цели:

  • Различать и правильно произносить звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, предложениях;
  • закреплять умение делить слова на слоги
  • развивать фонематический слух, мышление, мелкую моторику рук
  • развивать концентрацию зрительного и слухового внимания
  • развивать словесно-логическое мышление
  • создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

Материал. Картинки предметные (каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник); куклы (девочка и мальчик), фишки для слогового анализа, пенек, изображение плоскостное ёлки, мячики су – джок.

 

Оргмомент

Сегодня День рождения у брата и сестры.

Угадайте, как их зовут?

В имени девочки первый звук [Ж] (Женя, Жанна). Назовем ее Жанна.

В имени мальчика есть звук [Ш] (Гриша, Миша, Паша, Наташа).

Назовем его Миша. Сообщение темы занятия.

Кто догадался, о каких звуках сегодня будем говорить? [ш — ж]

Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Произнесение и характеристика звуков [Ш-Ж]. Сравнительная характеристика.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму "чашечки". Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Для вас Миша и Жанна придумали игры.

Игра «Поймай звук».

Жанна и Миша предлагают познакомиться с ними и поиграть в игру «Поймай звук».

Если услышите звук [Ш] — надо присесть на корточки, если услышите звук [Ж] — хлопните в ладоши.

(Ш, Ж, Ж, Ж, Ш, Ш, Ж;

ша, жа, жо, шо, шу, жу, ши, жи)

Игра «Наоборот» — преобразование слогов и слов. (С мячом)

Замени звук [Ш] на [Ж] и наоборот.

Ша- жа Жа-ша Шу- жу

Шо -жо Жо-шо Жу- шу

Ужи-уши жалить-шалить шар- жар

Жить-шить житье-шитье ужи-уши

Жил-шил жутко — шутка мажет-машет

Жаль — шаль лужа — Луша

Лежа — Леша нашивка-наживка

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук».

Послушайте, что любят Жанна и Миша. Если в словах будет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: каша, пирожок, мороженое, ватрушка, джем, шоколад, желе, крыжовник.

Произношение звуков ш, ж в стихах

«Сяду на пенек да съем... (пирожок)», — сказала Жанна. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Миша.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Ребята, а мы же с вами знаем сказку про ёжика, давайте расскажем Мише и Жанне!

Развитие мелкой моторики (мячики су – джок)

Сказка "Ёжик"

Жил да был Ёжик на полянке в своём домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катаем шарик по кругу ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (шариком покалываем подушечку каждого пальца).

Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» — подумал Ёжик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему Копатыч идёт не спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идёшь?».

- «В лес за грибами» — отвечает Копатыч – «Пойдём со мной».

Пошли они вместе (катают шарик по пальчикам по очереди к каждому).

Раз – грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок, (зажать шарик в другой ладошке) — много насобирали.

Простился Ёжик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает лягушка – квакушка, спрашивает её Ёжик: — «Ты куда скачешь?». — «Скачу, куда глаза глядят» — отвечает лягушка. – «Поскакали со мной».

Стал Ёжик с лягушкой скакать (прикасаться колючками шарика к кончику пальцев, делая глубокий вдох).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатывать шарик по ладошке), лёг на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Связь звука с буквой

  • Прокатывание шарика по написанной букве ( «Буквы знаю и пишу шарик верно прокачу»)
  • Написание буквы Ш и Ж и ее элементов прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола.

Послушайте, о чем говорила Жанна с ежом:

Ежик, еж, где ты живешь?
-Под кустом меня найдешь.
-Ежик, еж, куда идешь?
* На лужайку я иду

Там еду себе найду,
- Ежик, еж, кого найдешь?
* Я найду жука и мышку
Отнесу своим детишкам,

Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, другая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно... (не ссориться и делиться игрушками).

Очень интересно проходит День рождения Миши и Жанны. Много игр. Они предлагают поиграть еще в одну.

Звуко — слоговой анализ слов Миша, Жанна.

Сколько слогов и звуков в именах?

Жанна – определяем количество слогов — хлопки

Миша — выкладывание звукового анализа фишками. Слоговой анализ.

Итог занятия.

У кого было День рождение?

Какие звуки сравнивали сегодня? Чем они похожи? Чем отличаются?

Чем занимались?

Что понравилось больше всего?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год