Речь на кончиках пальцев. (игры с предметами для развития мелкой моторики и речи) |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Ярушкина Светлана Валерьевна Юркова Лилия Хамзановна Лапина Марина Викторовна | |||
10.09.2025 20:20 | |||
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше вы начнете работу с ладошками, тем быстрее вы услышите от него первые слова. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. У детей с различными речевыми нарушениями, поздним появлением активной речи (после 3 лет) наблюдаются особенности в формировании мелкой ручной моторики. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, так называемой «моторной неловкостью». Например, такие дети испытывают трудности при завязывании и развязывании шнурков, ленточек, застегивании и расстегивании пуговиц, манипулировании ложкой, вилкой. Им трудно удержать в руке кисточку и карандаш, они «не дружат» с ножницами. Впоследствии у таких детей могут возникнуть трудности при обучении письму в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи? Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
Справиться с «моторной неловкостью» помогут игры с мелкими предметами – палочками, спичками, бусинами, камешками, веревочками, пуговицами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребенка послушными, но и помогут развить его зрительную память, внимание, ориентировку в пространстве, мышление, речь. Игры с мелкими предметами можно использовать на прогулке, занятиях, они помогут занять дошкольников во вторую половину дня их пребывания в детском саду. Играть можно и с подгруппами, и сцелой группой детей. Спички и палочки. Привозим игрушечный самосвал и высыпаем на стол горстку счетных палочек (спичек). Предлагаем детям осторожно, двумя пальчиками, брать каждую палочку и складывать в коробочку. Затем показываем детям, как из палочек можно сложить фигурки: треугольник, квадрат, прямоугольник, кубик. Даем задание сложить лесенку, стол, стул, кровать. Когда дети освоят составление этих предметов, предлагаем им более сложное задание – сложить кораблик, звездочку, елочку, рыбку, часы. Вырезаем из картона кружочки, они прекрасно дополнят сложенные из палочек фигурки. Это могут быть и колеса у машины, и голова у человечка, и окошки у ракеты. Запомни, повтори С детьми постарше можно поиграть в игру «Запомни, повтори». Рисуем на карточках человечков в разных позах. Показываем детям одну карточку в течении нескольких секунд, затем прячем ее. Ребенок должен запомнить картинку и из палочек и кружочков сложить точно такого же человечка. Нитки, веревочки, шнурки. «Змейка, лесенка» Просим детей вытянуть веревку по прямой линии, выложить «Змейку», «Лесенку». Предлагаем ребенку «прошагать» пальчиками по веревочной «лесенке». Ниткография Из тонких веревочек, шнурков, толстых ниток выкладываем на листе бархатной бумаги или на ворсистой ткани «нитяные узоры». Предлагаем детям сделать так же. Узелок завяжется, узелок развяжется… Завязываем на веревочках узелки. Просим ребенка сделать так же. Если для детей такое задание окажется слишком сложным, попросите их распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (узел стягиваем несильно). Можно устроить соревнование между детьми — кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.
|