Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ
Логопедия
Автор: Свидлер Яна Валериевна   
04.10.2015 16:57

Содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в условиях логопедического пункта ДОУ

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад №24 Петроградского района г. Санкт-Петербурга Учитель-логопед высшей квалификационной категории Свидлер Яна Валериевна 2015

 

Анализ результатов обследования речевого развития восптанников ГБДОУ показывает, что более 70% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) имеют недоразвитие звуковой стороны речи, из них – 50% — фонетико-фонематическое недоразвитие. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Одна из основных причин – недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. В связи с этим в ГБДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель коррекционно-развивающей работы – обеспечение оптимальных педагогических условий, способствующих овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что, в свою очередь, формирует готовность к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • воспитание грамматически правильной связной речи;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.

При построении коррекционной работы учитываются следующие принципы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки развития речи дошкольника;
  3. воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода);
  4. опора на сохранное звено;
  5. учет закономерностей нормального хода речевого развития;
  6. учет ведущей деятельности;
  7. поэтапность;
  8. учет индивидуальных особенностей;
  9. взаимодействие (сотрудничество) с родителями.

Характеристика речи детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными и акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к фонматическому анализу и синтезу. Следует отметить, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для детей с данным речевым нарушением типичными являются несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ФФНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации обучения и воспитания

Исходя из неоднородности состава детей на логопункте, обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста. Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Методы обучения

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
  • Наглядные методы: демонстрационный матнриал, символы гласных, символы согласных звуков, схемы, предметные картинки, разрезная азбука.
  • Практические методы: работа с раздаточным материалом, печатание на доске, листе бумаги, работа с разрезной азбукой
  • Метод дидактических игр

Формы организации коррекционно-развивающей логопедической работы

В коррекционной работе предусмотрены два типа занятий: индивидуальные и подгрупповые.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии и дизартрии. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его на уровне слога, слова, предложения.

Основная цель подгрупповых занятий – развитие фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Наполняемость группы зависит от состава воспитанников, зачисляемых ежегодно из числа детей подготовительного к школе возраста.

Количество занятий в неделю: 3 индивидуальных занятия и 1-2 подгрупповых (по 3-6 детей в подгруппе). Длительность индивидуальных занятий – 15-20 минут, подгрупповых – 30-35 минут.

Индивидуальные занятия

Цель: формирование произношения и фонематических процессов (На каждом занятии в течение всего периода обучения)

Этапы работы:

1. Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Развитие артикуляторной моторики

Развитие слухового восприятия и внимания

2. Постановка звука

Развитие слухового восприятия

Развитие фонематического анализа

Развитие речевой артикуляторной моторики

Работа по непосредственной постановке звука

3. Автоматизация звука

Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь

Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза)

Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи)

4. Дифференциация звуков речи

Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах)

Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков

5. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях

Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи

Планирование подгрупповых занятий разделено на два периода обучения:

  1. октябрь – январь (32 занятия);
  2. февраль – май (29 занятий).

Всего в год – 61 час. Из них:

  • расширение лексико-грамматических представлений – 24 часа;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза — 28 часов;
  • развитие связной речи – 9 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Список литературы

  1. Дошкольная логопедическая служба. – М. — 2006.
  2. Инновации в логопедическую практику. – М. – 2008
  3. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – Спб. – 2014
  4. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М. – 2007.
  5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М. – 2007.
  6. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. – Спб. – 2003.
  7. Краузе Е.Н. Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика. Спб. – 2005.
  8. Курдановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М. – 2007.
  9. Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий. – Спб. – 2007.
  10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. – 2002.
  11. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. М. – 2008.
  12. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М. – 2000.
  13. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребёнка говорить и читать (Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи). – М. – 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год