Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Логопедия
Автор: Сапарова Елена Николаевна   
27.08.2015 19:25

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речиВзаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми с общим недоразвитием речи

МБДОУ комбинированного вида № 271 Учитель-логопед Сапарова Е.Н. Воспитатель Дубова Т.Г.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми.

 

Скачать презентацию

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей группы лежат следующие принципы:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи

Формы совместной работы

  • совместное комплексно-тематическое планирование
  • обмен информацией, обсуждение достижений детей
  • личные контакты, беседы
  • консультирование педагогов по результатам диагностических исследований, консультирование по личностным затруднениям (чаще всего это вопросы, связанные с методами коррекции
  • практические семинары, медико – педагогические советы, открытые просмотры занятий (взаимные посещения логопед-воспитатель)
  • совместная подготовка ко всем детским праздникам, ведение совместной документации (тетради взаимодействия)
  • оформление методических копилок, памяток, родительского уголка
  • Функции логопеда:
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • коррекция звукопроизношения;
  • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • устранение недостатков слоговой структуры слова;
  • формирование послогового чтения;
  • отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • обучение связной речи;
  • предупреждение нарушений письма и речи;
  • развитие психических функций.

Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.

Функции воспитателя:

  • учет лексической темы при проведении всех занятий;
  • пополнение, уточнение и активизация словаря по лексической теме в процессе режимных моментов;
  • постоянное совершенствование артикуляции, общей моторики;
  • систематический контроль за правильностью речи (звуки, грамматика);
  • формирование связной речи;
  • закрепление навыков чтения и письма;
  • закрепление речевых навыков на инд. занятиях по заданию логопеда;
  • развитие понимания речи, памяти, мышления в игровых упражнениях.

Направления работы воспитателя в течение дня

  • развитие лексики (на занятиях воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, продуктивных видах деятельности)
  • развитие грамматического строя (индивидуальная работа по заданию логопеда);
  • развитие фонематической системы языка (индивидуальная работа по заданию логопеда, тетрадь для совместной работы воспитателей и логопеда);
  • развитие моторики

Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, завязать, завязать, застегнуть)

При воспитании культурно-гигиенических навыков также уточняем произношение, согласование слов

полотенце (мягкое, пушистое, разноцветное, махровое и т.д.);

мыло (душистое, ароматное, скользкое и т.д);

В процессе самообслуживания

  • повторяются названия постельных принадлежностей;
  • из чего сделаны:
  • подушка (мягкая, пуховая, теплая,);
  • одеяло (ватное, шерстяное, теплое, легкое, приятное).

При организации питания

  • названия приготовленных блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, их вкусовые качества (яблочный компот, суп гороховый, запеканка творожная и т.д.).

Во время одевания на прогулку

  • закрепляет название верхней одежды, обуви и ее сезонное назначение;
  • цвет и разнообразие материала из которого изготовлена одежда, обувь (шапка меховая, шерстяная;
  • сапоги резиновые, кожаные, валенные и др.).

Работа по обогащению словаря проводится и на прогулках

  • экскурсии за пределы детского сада (парикмахерскую, магазин, библиотеку);
  • целевые прогулки (наблюдения за транспортом, строительством дома и т.д.);
  • прогулки — походы;
  • наблюдения (за живой и неживой природой, трудом взрослых).

Во время утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна

  • закрепление временных представлений (части суток, месяц и времена года, ориентировка в пространстве);
  • эталоны цвета, формы, размера;
  • обогащение словарного запаса качественными прилагательными и др.;

Во время руководства игровой деятельностью

вовлечение детей диалог, где решаются все задачи по развитию речи: ( «Во что будешь играть? Кем будешь? Что тебе нужно для игры?», Что будешь делать?»);

( «Дайте мне, пожалуйста, машину»; «Какая машина»; «Железная, грузовая, пластмассовая, зеленая…» и др.);

В процессе трудовой деятельности

отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, принеси, вымой и т.д.);

закрепляются пространственные понятия ( «положи на коробку», «поставь машину на нижнюю полку»);

закрепляется употребление предлогов и др.

Во время дежурства

закрепляется название различной посуды;

материал из которого она сделана (поднос пластмассовый, тарелка керамическая);

планирование деятельности с речевым сопровождением во время сервировки столов.

Дидактические игры

  • на развитие фонематического слуха,
  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение словаря,
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • обучение грамоте и многое др.

Физкультминутки

  • формирование связной речи;
  • системный контроль над грамматической правильностью речи детей;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме;
  • совершенствование, тонкой и общей моторики

Сравнительные результаты показателей речевого развития детей с ОНР (2014-2015 уч. год)

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии:

  • тесной взаимосвязи логопеда и воспитателя;
  • единство требований, предъявляемых детям;
  • совместное лексико-тематическое планирования работы;
  • формирование единого речевого режима (правильная речь сотрудников, создание условий для расширения речевой активности детей, создание коррекционно-развивающей речевой среды).

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год