Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ
Логопедия
Автор: Карпухина Елена Алексеевна Бибина Марина Юрьевна   
14.10.2021 10:01

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУОрганизация совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ

В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с различными проблемами в познавательной и речевой сфере. Значительную часть, составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует установлению социального контакта между людьми, благодаря которому развиваются высшее формы познавательной деятельности и коллективного труда. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.

Проблемы речевого развития не могут не сказаться на физическом и психическом здоровье ребёнка. Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи, выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и невысокой умственной и физической работоспособностью.

 

У детей с нарушением речи, наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов. Затруднена развёрнутая связная речь. Как реакция на дефект со стороны эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей: появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка.

Исходя из этого, возникает острая необходимость в совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога — является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь.

Деятельность педагога-психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью.

Выделение основных направлений взаимодействия помогает более чётко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса.

Основные задачи учителя-логопеда:

  • обследование детей и выявление среди них нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи
  • изучение уровня речевого, познавательного развития
  • изучение индивидуальных особенностей, нуждающихся в логопедической помощи
  • определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком
  • систематическое проведение профилактической и коррекционно- речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами
  • оценка результатов помощи детям
  • определение степени речевой готовности детей к школьному обучению
  • осуществление контроля за качество речевой работы с детьми педагогов и родителей детей, имеющих речевые нарушения.

Основные задачи педагога-психолога:

  • профилактика вторичных психо-речевых нарушений
  • создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи
  • развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие слухового внимания и фонематического слуха
  • развитие зрительно- моторной координации
  • развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств
  • активизация отработанной лексики
  • обеспечение психологической готовности к школьному обучению
  • повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса, поэтому выделяются основные этапы взаимодействия:

  1. этап — определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение сторон развития;
  2. этап — разработка системы работы и формы взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной образовательной среды;
  3. этап — аналитическая деятельность, позволяющая отслеживать эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей дошкольного возраста. Всё это позволяет детям намного легче адаптироваться в дошкольной среде и на следующем этапе образования — начальной школе.

  • Карпухина Елена Алексеевна — педагог-психолог
  • Бибина Марина Юрьевна — учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №70», г. Тамбов

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год