Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.
Логопедия
Автор: Гусенкова Татьяна Ермахановна   
01.08.2018 00:28

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ в процессе ознакомления с трудом железнодорожников.

Гусенкова Татьяна Ермахановна, Воронина Ирина Ивановна, НДОУ "Детский сад №69 ОАО "РЖД", учитель- логопед

г. Брянск, Брянская обл, РФ

Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.

 

Принятой в мае 2010 года «Концепция развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015 годы), перед педагогическим коллективом, нашего детского сада были поставлены конкретные цели и задачи при знакомстве воспитанников с железнодорожными профессиями в детском саду. Это необходимость расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, работниках железнодорожной отрасли, знакомство детей с действиями, наиболее характерными для людей различных типов железнодорожных профессий, формирование психологической готовности детей к профессиональной карьере, воспитание личностных качеств: ответственности, трудолюбия, самостоятельности.

В нашем детском саду №69 ОАО «РЖД» функционируют две логопедические группы, контингент которых — дети с общим недоразвитием речи (IIIур): при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.

Коррекционно-развивающая работа в логопедических группах проводится нами на основании программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Реализация программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной проводится нами с учетом проводимой в детском саду работы по ориентации воспитанников на выбор профессий железнодорожного транспорта.

Подбор лексического материала мы осуществляли по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Тема «Ознакомление дошкольников с трудом железнодорожников» разрабатывалась по следующим направлениям:

  • развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, и т.д.);
  • формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

Организуя совместную коррекционно-образовательную деятельность с детьми, основное внимание мы обращали на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенное повышение их понятийного содержания активизацию словаря (т. е. не только знания слов, но и усвоения сочетаемости слов, уместного их употребления в контексте). Усвоение новых слов происходило на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.

Развитие словаря детей осуществлялось в тесной связи с развитием их познавательной деятельности, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

Основными целями проводимой нами словарной работы являлись: активизация уточнение имеющегося у детей словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети не просто запоминали новые слова, но и вводили их свой активный запас, умели свободно пользоваться ими в своей речи. При формировании у детей лексического запаса использовались различные приемы, направленные, прежде всего, на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков. Из многочисленных приемов словарной работы, которые мы использовали на логопедических занятиях, можно выделить следующие:

1) Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий с тем, чтобы создать у ребенка образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Показ предмета сопровождается пояснением, которое помогает ребенку понять его сущность, развивает у него целенаправленное внимание, умение не только смотреть, но и видеть.

Новое слово обязательно проговаривается (хором и индивидуально), в случае необходимости с некоторыми детьми еще раз отражено. Для лучшего понимания и запоминания новое слово включается в знакомые ребенку контекст. Далее выполняются различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления в предложении.

2) Объяснение происхождения нового слова (хоппер — это вагон, в котором перевозят песок и т.д.).

3) Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (скоростной поезд — очень быстрый поезд, который быстрее всех других).

4) Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (этот вокзал высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы были краткими, точными, доступными по содержанию. Логопед не ограничивается ответами детей на поставленные вопросы. Он развивает у них речевую активность, в частности, учит их самостоятельно ставить вопросы.

5)Подбор названий предметов к действиям и названий действий предметам; наречий к названиям различных действий; однокоренных слов. «Кто чем работает? Назови кто, что делает?»

6)Распространение предложений путем введения обстоятельства причины, следствия, условия, цели.

Для того, что бы развить у детей внимание к слову, его различным оттенкам значениям, выработать у них умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово, совершенствовать логическое мышление, мы использовали различные задания. Цель этих заданий — развитие понимания чужой речи и активизация собственной речи детей.

Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужной слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова образца. Использовали рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задавались таким образом, чтобы помочь понять не только сюжетную основную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

В специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — профессии, транспорт и др.; числительные, относительные прилагательные — городской, железнодорожный т.д., а также слова сложные в звуковом или морфологическом отношении (тоннель, метро, перрон, хоппер, тамбур).

Работа над синонимами (словами, различными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексической богатства. Например в дидактической игре «Найди слова -пары»

В игре «Скажи наоборот» антонимы заставляют детей вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине; свойствам и т.д. (Новый- старый, чистый- грязный, тяжелый- легкий, быстрый- медленный, поднимать-опускать и т.д.)

Важным направлением работы по обогащению лексического запаса, является ознакомление с различными способами словообразования. Этой работе придавалось большое значение, так как в процессе ее осуществляем развитие восприятия и различения значимых частей слова. У детей формируется наблюдательность, способность сопоставлять слова по морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Для того чтобы научить детей образовывать сложные слова, путем слияния основ: существительное + глагол, была проведена дидактическая игра: «Как поезда поссорились», после рассказа логопедом истории попросили детей вспомнить названия: электровоз, паровоз, тепловоз, снегоочиститель и др. Во время игры обращалось внимание на произнесение детьми сложных слов.

Большое внимание уделялось обучению детей образованию новых существительных с помощью суффиксов, обозначающих лица по их действиям и способу деятельности (суффиксы: ница, ка, ист — артистка, проводница, воспитательница, машинист).

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание. Например, в игре «Кто уехал, и кто приехал?» закрепляется правильное употребление названий профессий, в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются предметные картинки, игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.

Поэтому мы использовали задания предназначенные для, восприятия и понимания словообразовательных форм. Детям предлагается ответить на вопросы:

- Как ты объяснишь, кто – такой машинист?

- Как ты объяснишь, кто – такой осмотрщик?

- Человек может работать пассажиром?

- Можно назвать машинистом человека, у которого есть машина?

- Можно назвать проводником человека, который сопровождает нас в пути?

Задание. «Что делает»

Цель: выявить умение детей пользоваться суффиксами, образующими новые слова.

Расскажи что делает, чем занимается проводник, монтер пути, билетер…

Задание «Назови действие, изображенное на картинке»

Цель: выявить умение детей образовывать слова с помощью приставок.

Поезд приезжает – поезд уезжает, пассажир в вагон входит- из вагона выходит…

Задание «Рассмотри картинки»

Цель: выявить умение дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Назови действия, которые на них изображены; где действие совершается, а где уже совершено.

Рассмотри картинки, что на них изображено (назови действия)?

Задание. «Что умеет…»

Цель: выяснить умение детей подбирать подходящие по смыслу глаголы, употреблять глаголы «может, умеет…», согласовывать их с существительными.

В процессе дидактической игры «Чем отличаются слова?» экспериментатор называла слова, обозначающие действия, а дети показывали соответствующую картинку. Речевой материал: входит — выходит, подходит — отходит, прибывает — отбывает, приходит — уходит, насыпает — высыпает.

Для того чтобы научить детей образовывать сложные слова, путем слияния основ: существительное + глагол, была проведена дидактическая игра: «Как поезда поссорились», после рассказа логопедом истории попросили детей вспомнить названия: электровоз, паровоз, тепловоз, снегоочиститель и др. Во время игры обращалось внимание на произнесение детьми сложных слов.

Понимая, что усвоение знаний, речевых умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения, мы использовали в своей работе и сюжетно-ролевые игры, включали в занятие фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией коррекционных задач логопедического занятия.

Так, например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве тоннеля и моста из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» дороги логопед предлагает детям построить депо для локомотивов и вагонов и поиграть в свободное время. В игре «Разные билеты» дети — «кассиры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных, а ревизоры проверяли, приобретенные билеты.

При закреплении словоизменения существительных, глаголов и прилагательных проводились следующие игры:

  • игра «Что в депо?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа);
  • игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Транспорт»);
  • игра «Кому что для работы нужно?» (закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Профессии», «Инструменты»);
  • игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных);
  • игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа);

Организуя работу по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня посредством сюжетно-ролевых игр, мы, прежде всего, планировали задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых решали поставленные задачи, а также предусматривали возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр.

В ходе проведения работы комплексный подход реализовался во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с трудом железнодорожников, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, формируется грамматическая сторона речи, что особенно важно для его будущего обучения, ведь одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Кроме того, результатом, работы является возросший интерес детей к железнодорожным профессиям. Дети гордятся работой своих родителей, понимают важность их труда. Многие из них выражают желание, когда вырастут, стать такими, как их родители, и пойти работать на железную дорогу.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 ноября

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год